Читальный зал «Знахарь»

Концентрация внимания. Практика управления фокусом вн

Автор: Станислав Милевич

Практика управления фокусом внимания связана с умением правильно концентрироваться. Всё, что вы воспринимаете, о чём вы думаете, является результатом вашей концентрации, то есть сужения фокуса своего внимания на чём-то конкретном. В вашем сознании отражается только то, что притягивает внимание, а всё остальное, что не попадает в фокус вашего внимания, остаётся незамеченным.

 

То, что вы воспринимаете сейчас как кажущийся вам окружающий мир, является результатом опыта прошлого. Когда вы представляете или желаете чего-либо, вы транслируете свою мысль в будущее. Но поскольку вы можете транслировать только то, что можете представить, а представление ограничено опытом прошлого, то вы транслируете свой прошлый опыт в будущее, изменяя его своими желаниями, возникающими в уме как воображение о будущем, основанное на опыте прошлого. Транслируя опыт прошлого в будущее, ум создаёт иллюзию движения во времени и, отождествившись с вами, создаёт в вас убеждение, что вы движетесь вместе с ним из прошлого в будущее. Это похоже на то, как солнечный зайчик бежит по стене, а невежественной стене кажется, будто движется она. Вы всегда здесь и сейчас, а движется только ум. Осознание этого даст вам освобождение от зависимости от своего ума. Но осуществить сразу это будет трудно из-за привычки ума фокусировать ваше внимание определённым образом.

 

Когда человек появляется на свет, его внимание не сфокусировано на чём-то определённом, он открыт всему миру, всё, что он видит вокруг, для него новое. Он познаёт, и в его памяти создаются стереотипы представлений об этом мире и о себе. Далее эти стереотипы становятся убеждениями о том, каким, по его мнению, должен быть этот мир. Благодаря такому созданному ограниченному представлению о мире внимание человека фокусируется только на определённых практичных для него вещах и важных только для него событиях. При этом упускается из его внимания всё то, что он, исходя из своего опыта, не считает важным.

 

Когда человек становится взрослым, мир вокруг перестаёт представлять из себя что-то новое. В большинстве случаев в схеме жизни взрослого, построенной на созданных в его уме убеждениях и стереотипах, нет ничего относительно нового, реакции уже готовы и он «знает», на чём концентрировать своё внимание. Когда фокус внимания настраивается таким образом, чтобы всё соответствовало созданным в уме шаблонам стереотипов, человек перестаёт замечать всё непривычное, всё новое начинает пугать его, и он может даже создавать конфликт, отстаивая «правильность» концепций своего восприятия.

 

Поэтому даже читая книги или занимаясь с учителем, человек может воспринять лишь то, что попадает в фокус его внимания и укладывается в его привычные представления. И если человек даже получает новое знание, которое он, исходя из своего ограниченного опыта, объяснить не может, то, пытаясь осмыслить полученное, он по привычке старается загнать его в рамки своих убеждений. Новые знания вступают в конфликт с концепциями ума, это вызывает сопротивление, создаёт конфликт, что заставляет человека отстаивать своё мнение, отторгая новые знания. Именно своё мнение, которым так дорожит человек, и является основным препятствием в постижении своей истинной природы.

 

То знание, которое человек стремится постичь, изучая свою истинную природу, находится за пределами концепций обусловленного ума. Сфокусировать же своё внимание на постижении неизвестного невозможно потому, что концентрация внимания – это результат заранее известного. Для того чтобы себя исследовать, нужно действовать наоборот, - выяснять, кем вы не являетесь. Следует изменить направление движения своих мыслей, направив своё внимание не на что-то конкретное, а на то неизвестное для вас, откуда возникают мысли, выйти за рамки ожидаемого, за пределы тех обусловленных границ, которые создал ваш ум, не давая оценок, что хорошо, а что плохо, чего может быть, а чего - нет. Небходимо уметь распознавать любую концепцию о предполагаемом как ложную и ничего не ожидать. В противном случае вы узнаете лишь то, что существует в Вас как убеждение, и любая практика даст вам только достижение ожидаемой концепции, созданной в вашем же уме. Надо временно отказаться от поиска и переделывания себя, остановиться и задать себе вопрос: «Кто я?» и, ни к чему не готовясь, ничего не ожидая, освободить сознание от концепций, шаблонов, стереотипов и стать открытым как в детстве.