Нераскрытые тайны острова Пасхи
Нераскрытые тайны острова Пасхи.
Странное название одноименного острова Пасхи всегда интриговало нас, однако хмурые взоры каменных истуканов слабо ассоциируются с традиционными крашенками и куличами. Так причем же здесь христианский праздник воскресения Христова? Кем были коренные обитатели этого клочка суши, затерянной посреди огромного Тихого океана? Каким образом и для чего они соорудили сотни гигантских изваяний?
Остров назван так потому, что его открыл голландский мореплаватель Якоб Роггевен в пасхальное воскресенье 1722 года. Выйдя утром на палубу в благостном настроении, он заметил в туманной дали гористый кусочек земли. Причалив к берегу, путешественники обнаружили, что на острове мирно сосуществуют представители трех различных рас. Здесь жили чернокожие, краснокожие и совершенно белые люди с голубыми глазами и рыжеватыми волосами. Вели все они себя очень приветливо и дружелюбно. На языке местного населения остров имел свое родное название Рапа-Нуи.
Самым увлекательным открытием на острове были выстроившиеся рядами вдоль отвесных скал колоссальные монолитные статуи из вулканических пород, именуемые местными жителями моаи. Эти памятники стоят на каменных постаментах, носящих название аху. Высота этих творений колеблется от 3 до 21 метра, вес в пределах от 10 до 20 тонн, но есть и отдельные исполины массой в 40 и даже 90 тонн. У них массивные головы с выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног, но не у всех увесистые шапки из красной базальтовой пемзы. Полагают, что это вожди, обожествленные после их смерти. Аборигены поклонялись божеству, которое они называли Мак-Маком.
Когда весть об острове достигла берегов Европы, многие отправились туда на поиски приключений. Но не все приезжали с целью посмотреть на гигантские статуи. На остров вторглись работорговцы, они вывезли часть аборигенов, продав их в рабство по всему миру. К середине 19 века на острове осталось менее 200 коренных жителей. В дальнейшем оставшихся полинезийцев обратил в католичество монах Евгений Эро. После него на острове появился священник отец Руссел. В 1880-х гг. отца Руссела посетил казначей ВМС США В. Томпсон, который прожил на острове Пасхи некоторое время и первым записал легенды о таинственном острове Рапа-Нуи.
Некоторые из тайн острова Пасхи вырезаны на деревянных дощечках в виде пиктографического письма и называются ронго-ронго, что означает «поющие доски». К сожалению, большинство деревянных табличек с вырезанными письменами сгорело, лишь малая часть чудом уцелела, да и сами аборигены, с которыми встречался Томпсон, не знали, что обозначают эти символы. Эти таблички испещрялись знаками сперва слева направо, а потом в обратном порядке справа налево. Расшифровать начертанные на них знаки не удалось и поныне. Исторических записей об острове Пасхи не велось, и со временем устные рассказы о традициях и культуре островитян становились все более расплывчатыми.
Тем не менее, американский казначей записал истории, полагаясь только на фольклор и рассказы, передаваемые аборигенами из поколения в поколение. Они рассказали ему, что сначала на острове проживали полинезийцы вместе с вождем Хоту-Матуа. Однако им также известен более древний народ – Ханау-Ипе или «длинноухие». По их словам, это были «не великаны, но очень большие люди». Приезжавшим в более позднее время путешественникам жители Пасхи рассказывали историю о первобытных людях, заселявших остров. У них были длинные руки и светлые волосы, широкая грудь и огромные уши.
Судя по описанию, портрет напоминает легендарных эльфов из германо-скандинавских мифов. Интересен также факт, что первые поселенцы приехали из страны, которая находится «за Америкой». Как гласят предания, появились они у вулканических берегов на двух больших ладьях. По одной из легенд почти всех «длинноухих» уничтожили «короткоухие» люди, называвшие себя Ханау-Момоко. В живых остались только два «длинноухих», ставших родоначальниками нынешних светлокожих жителей острова.
Некоторые ученые отстаивали американское происхождение полинезийцев. Ступенчатые пирамиды и монолиты, громадные статуи острова Пасхи и Маркизских островов имели много общего с пирамидами и изваяниями, оставленными в горах тихоокеанского побережья древними жителями Перу. Эта гипотеза увлекла молодого норвежского этнографа Тура Хейердала. Изучая предания и мифы полинезийцев, Хейердал установил, что все поэтические легенды жителей островов посвящены богу Тики – сыну Солнца, который некогда приплыл через океан из холмистой страны на Востоке.
Хейердал занялся изучением древней культуры Южной Америки. Перуанские легенды говорили о народе белых богов пришедших откуда-то с севера. Они и создали в горах огромные каменные статуи. Впоследствии, после поражения в битве с инками на озере Титикака, этот народ во главе со своим вождем Кон-Тики, что означает Солнце-Тики, бесследно исчез. Кон-Тики увел своих людей на запад через океан, согласно легендам.
В течение нескольких веков оставалось загадкой, как населявшие остров люди могли установить огромные каменные статуи. На острове не росли деревья и растения, из которых можно было сделать прочные рычаги с канатами для возведения истуканов. Напрашивается следующее: для чего нужно было так стараться и тратить уйму времени на высечение громадных каменных фигур? Тогда мэр острова Пасхи – рыжеволосый человек по имени Атан, поведал Хейердалу, что эти древние памятники были установлены в честь «длинноухих» на месте их захоронения, а красные короны на головах некоторых фигур изображают копну рыжих волос.
Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку» пишет, что у него возникло ощущение, будто его корабль завис у берегов исчезнувшего мира, когда-то населенного совсем не похожими на людей существами. Эту идею перенял Эрих фон Деникен и в 1968 году написал книгу «Колесницы богов», в которой он нарочно исказил факты, чтобы они соответствовали его теории о том, что тысячи лет назад на нашей планете побывали пришельцы из космоса, которые построили все огромные древние сооружения по всей Земле.
Об острове Пасхи он писал: «Даже 2000 человек было недостаточно для того, чтобы вырезать эти гигантские фигуры из твердых, как сталь, вулканических горных пород, даже если бы они работали день и ночь… Тогда кто же выполнил эту работу? Легенда гласит, что в древние времена на остров приземлились летающие люди и развели огонь». Таков ход мысли фон Деникена, однако многие факты были им подтасованы, поскольку вулканическая порода вовсе не такая твердая, как сталь, а Атан показал Хейердалу, как из нее можно вырезать фигуры.
Что касается «летающих людей», жители Пасхи действительно называют свой остров «землей людей-птиц». Он получил это название потому, что каждую весну на остров слетаются крачки, чтобы свить гнезда. Мужчины ныряли в море со скалы высотой 275 метров, соревнуясь, кто первым сможет схватить яйцо. Поэтому приплетать ко всем технологически невероятным объектам авторство инопланетян не всегда уместно. Имеет место быть и другая экзотическая гипотеза, но более приземленная, о чем далее пойдет речь.
Конечно, маловероятно, чтобы маленький народ смог всего за несколько сотен лет, не зная железа, обтесать каменными топорами такие глыбы, а затем сделать под них мощный фундамент и воссоздать целый архитектурный комплекс у побережья. А ведь все работы выполнены с высочайшим качеством, которое естественно требует множество человеко-часов. Так что неразрешимых загадок великое множество. Отсюда произрастают различные гипотезы и теории, пытающиеся объяснить таинственные факты с позиций сверхъестественных, выходящих за грань человеческого понимания.
Следует отметить, что платформы аху сложены из блоков гигантских размеров, подогнанных настолько идеально, что в щели между ними нельзя втиснуть даже нож. Блоки не скреплены между собой никакими растворами, они просто уложены на землю рядом друг с другом. Длина самого большого аху достигает 160 метров, а поверхность абсолютно ровная. Все же статуи повернуты к океану спиной и смотрят пустыми глазницами вглубь острова. В свое время глазницы не были таковыми, неизвестные скульпторы вставляли в них белый мрамор, имитирующий глаза. Заготовки вырубались в каменоломнях, расположенных в кратерах вулканов, а затем доставлялись к берегу, где происходила завершающая процедура строительства.
Кстати, очень многие статуи лежат незаконченными прямо в каменоломнях и вдоль древних дорог вместе с брошенными долотами. Все выглядит так, будто скульпторы той далекой эпохи в одночасье прекратили свои работы и исчезли. По какой причине – однозначного ответа нет. Попадаются поваленные и расколотые моаи и аху. Когда-то некто безжалостно расправился с этими реликвиями. Может неизвестные захватчики высадились на острове и уничтожили все живое, а может земля содрогнулась от страшного катаклизма, и люди погибли, оставив в память о себе лишь каменных истуканов. Существуют и площадки внушительных размеров, входы в пещеры, непонятные знаки на камнях и аллеи в виде желобов, уходящие в океан.
Аборигены рассказывали капитану Куку, что сменилось 22 поколения с тех пор, как вождь Хоту Матуа привел их прародителей на этот остров, но они понятия не имеют, из какого края их сюда занесло. Откуда же произошли народы Полинезии? Какие племена заселили бесчисленные острова, раскинувшиеся на бескрайних просторах Тихого океана вдали от населенных материков? Загадка происхождения полинезийцев породила множество различных гипотез. Предполагали, что население Полинезии происходит из Индии, Египта, Кавказа, Скандинавии и даже из Атлантиды.
Есть устойчивое предположение, что остров Пасхи когда-то был гораздо больших размеров. Он представлял собой большой материк Пацифида. В эти земли входила также и Полинезия, а население превышало миллионы человек. Такой прорве народа, конечно, по силам воздвигнуть грандиозные каменные сооружения, причем за сравнительно небольшой период времени. В результате природных катаклизмов огромный континент ушел под воду. Остались вершины гор, возвышавшиеся над океанской гладью. Среди них сохранился и остров со статуями.
Имеет место и другая теория, утверждающая, что на каменистом клочке земли жила раса гигантов. Это были те, кто спасся из погибшей Лемурии. Их рост составлял в среднем 14 метров. Подобные богатыри вполне могли создать соответствующие сооружения. Ведь каждый из них во много раз превосходил по своим физическим возможностям обычного человека. Эти гиганты, вполне возможно, и увековечили себя в каменных изваяниях.
Однако размеры рукотворных исполинов варьируются от 3 до 21 метра. Этому тоже есть разумное объяснение. Те из лемурийцев, кто отличились в жизни множеством нужных и полезных дел, были скопированы в больших размерах. Этим как бы подчеркивалась их значимость и достояние перед обществом. Те же, кто проявили себя в меньшей степени, получили уменьшенные копии своей внешности. То есть все справедливо и по заслугам.
Считается, что затерявшийся в океане остров служил окном в параллельный мир. Жители другой Вселенной посещали его и совершали культовые обряды. Именно для их проведения они и сотворили каменные изваяния. О возможностях пришельцев трудно судить, но видимо у них было достаточно сил и знаний, чтобы быстро воздвигнуть подобные грандиозные строения. В какой-то момент времени окно в иную Вселенную захлопнулось, и работы тут же прекратились.
Имеется также множество других интересных версий. Одна из них рассматривает теорию перемещения каменных фигур посредством левитации. То есть истуканы взлетали в воздух и, пролетев 10-15 км, медленно опускались на приготовленные для них каменные постаменты. Отрывались же они от земли посредством силы человеческой мысли. Раз венец природы способен сам взлетать, то почему он не может заставить делать это и неодушевленные предметы?
Все вышеприведенные гипотезы имеют право на жизнь, так как с точки зрения существующих законов объяснить сооружение моаи и аху невозможно. Это понимает любой здравомыслящий человек. Вот поэтому остров Пасхи и притягивает к себе внимание миллионов людей. Им интересуются все те, кто неравнодушен к загадочным и таинственным явлениям, имеющим место на нашей планете Земля.