Читальный зал «Знахарь»

Толкование снов

Сновидение подобно спектаклю, в котором сюжетная линия определяет структуру символического послания, а конкретные образы — его смысловое наполнение.

Основная часть образов в сновидении возникает из личного контекста сновидца — это события, люди и переживания так или иначе знакомые сновидцу в его непосредственном жизненном опыте. «Сиюминутные» сны наполнены недавними переживаниями, сны, касающиеся более глубоких и растянутых во времени проблем, наполняются образами из более широкого контекста, а в сновидениях экзистенциального характера проявляются образы вообще выходящие за рамки личного опыта.

Наряду с эмоциональным накалом, это можно использовать, как еще один критерий важности сновидения. Чем более глубокие темы затрагивает сновидение, чем более значительными образами он наполнен, тем о более важных и универсальных проблемах в нем идет речь.

Например, может присниться словесная перепалка с родителями, кулачный бой с раздражающим сослуживцем или смертельная битва с трехглавым драконом. В первом случае, сновидение будет иметь довольно примитивное «личное» значение — что-то вроде бунта против авторитетов. Во втором, сон затрагивает уже более глубокую тему столкновения с Тенью — конфликт с подавленной стороной личности. А в третьем, сновидение отражает универсальный миф о рождении Героя — проблему становления индивидуального сознания, в высшем смысле.

Чем более глобальных проблем касается сновидение, тем более обширные познания в мифологии и толковании символов требуются для его понимания. Однако сама природа универсальных символов в том и состоит, что любой человек при должном старании может понять и прочувствовать их значение. Понимание с самого рождения заложено в подкорке. Другое дело, что дотянуться до этого понимания очень сложно, еще сложнее его вербализовать и совсем сложно — применить практически. Сложно, но возможно.

Толкование символов

Если не вдаваться в технические детали, сущность толкования сводится к тому, чтобы со-настроиться с исследуемым образом, войти с ним в резонанс и напрямую — изнутри — ощутить его значение. После определенной практики такая настройка происходит сама собой, без дополнительных технических ухищрений.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек вдруг становится раздражительным. Он сам может подтвердить неуравновешенность своего состояния, но поначалу не способен определить, откуда оно такое взялось. Однако, если начать его аккуратно расспрашивать, то довольно легко нащупать то ключевое событие, которое выбило его из колеи и заставило раздражаться на все подряд. Вот техническая сторона толкования сновидения как раз и выполняет роль этих аккуратных наводящих вопросов, которые приводят сновидца к осознанию того смысла, который бессознательное вложило лично для него в тот или иной образ.

С другой стороны, человек знакомый с психологией и потративший какое-то время на исследование своей души легко и просто может сам указать на тот момент, когда возникло изначальное раздражение — ему для этого не нужны никакие подсказки извне, а достаточно просто сосредоточиться на своих ощущениях. И точно так же с образами сновидения — чтобы их понять, достаточно правильно на них сфокусироваться, и их внутренний смысл откроется сам собой и самым непосредственным образом.

Однако, на начальном этапе работы со сновидениями без технических костылей не обойтись.

В аналитической психологии главный метод толкования образов сновидения — это подбор ассоциаций. Техника совершенно простая: берем любой образ, пишем его посередине листа, а вокруг него пишем слова-ассоциации — все то, что приходит в голову в отношении этого образа. Продолжать надо до тех пор, пока первичный заряд ассоциаций не иссякнет, а потом помучаться еще немножко.

В результате, сформируется некое смысловое поле, описывающее исходный образ. Какие-то ассоциации будут казаться менее важными, какие-то неочевидными, а какие-то будут бить точно в цель. Механически такое ранжирование проделать невозможно — на этом этапе уже нужно учиться прислушиваться к себе, чтобы отделить «резонирующие» ассоциации от всей прочей шелухи. И где-то здесь же потихоньку начинает вызревать интуитивное понимание того, «о чем» этот образ. Остается только ухватить эту интуицию за хвост и выразить ее в словах. Для отработки этого маневра требуется практика, но куда уж без нее.

В реальной терапевтической практике подбор ассоциаций выполняется устно, но когда речь идет о самостоятельной работе, подобные записи — хороший способ достичь объективности в своем толковании. Без записей у ума остается слишком много лазеек, чтобы не видеть неугодного очевидного.

По этому же принципу следует разобрать все основные образы сновидения, начиная с самых эмоционально заряженных и переходя к менее важным. А итогом этой работы будет заново написанная история. Сюжет прежний, но вместо абстрактных образов, конкретные, задевающие за живое, значения и смыслы. Уже одно это здорово подстегивает процесс самопознания, а если удастся еще и понять взаимодействие этих новых смыслов в динамике сюжета, то это уже первый и значительный шаг к решению конкретной психологической проблемы.

Ключевой терапевтический момент в толковании сновидения состоит в том, что пациент должен сам понять смысл каждого образа, сам проследить развитие и логику сюжета и сам сделать из этого соответствующие выводы. Таким образом получается, что не посторонний человек дает ему какие-то комментарии относительно его душевного состояния, а сама его психика напрямую сообщает о существующей или назревающей проблеме. А не верить собственной душе уже гораздо сложнее…

Голая правда

Пример толкования

Возьмем для примера сновидение, которое в той или иной форме снится очень многим, и попробуем разобраться, в чем его смысл. Сюжет простой: сновидец оказывается в публичном месте без одежды. Знакомо?

Поскольку все мы выросли на одних и тех же сказках, очевидная параллель для всей этой сцены — это «голый король». Но даже если бы не было такой сказки, примерно к тем же выводам можно было бы прийти через личные ассоциации.

Что такое «одежда»? Это то, что нас защищает, скрывает от чужих глаз, маскирует или привлекает внимание, придает статус, позволяет завоевать симпатию, определяет социальную принадлежность. Согласны? Соответственно, одежда — это символ искусственной защитной оболочки, которую мы носим, чтобы защитить ранимое голое тело и обеспечить социальное признание.

Что такое «оказаться без одежды на публике»? Это значит лишиться своей маскировки и предстать в истинном свете, таким, какой есть. В зависимости от того, какая эмоция по этому поводу была в сновидении, трактовка может быть разной. Если был страх, то это одна проблема, если стыд — уже немного другая. Так или иначе, смысл этого образа в том, чтобы противопоставить внешнюю оболочку и мнение о самом себе, тому, что сновидец представляет из себя на самом деле.

А еще дополнительно можно задаться вопросом о том, какая одежда была бы уместна в той ситуации. Ответ на этот вопрос поможет определиться, о чем именно говорит сновидение. Одно дело, когда речь идет об офисной одежде, другое — если это «парадный» вечерний наряд, третье — если бы ситуация требовала туристической экипировки. Смысл окончательного толкования может сильно меняться в зависимости от ответа. То есть, несмотря на общую очевидность сюжета, для точного толкования все равно требуются личные ассоциации и впечатления сновидца.

Остается сложить дважды два и мы легко придем к тому самому метафорическому подтексту, который подразумевался в истории про голого короля.

Сновидение с «раздеванием» акцентирует внимание сновидца на том, что одежда — это только одежда и никого, кроме самого себя, ею не обманешь. Такой сон напоминает, что нельзя путать свою внешнюю оболочку со своей «голой» сущностью, потому что рано или поздно это закончится горьким разоблачением… и это разоблачение уже светится где-то на горизонте — потому и случилось такое сновидение.

Примерно вот таким образом и происходит толкование: вопросы, ответы, ассоциации, сопоставление и поиск взаимосвязей до тех пор, пока все не сложится в цельную картинку. Часто получается не одна, а несколько возможных трактовок — это нормальное дело. При регулярной работе, каждое последующее сновидениями дополняет предыдущее и тем самым помогает выбрать правильное толкование.

Такие сновидения, как больница, лекарства, врачи, равно как и чудовища, насильственные перемещения, навязчивые трансформации в кого либо, тоже говорят сами за себя. Это страх смерти в различных ипостасях, будь то страх болезни, увечья, необратимых изменений - словом, угроза для жизни. Здесь лучше выяснить откуда идет опасность. Возможно, вы просто тревожный и мнительный человек.

Истина где-то... там

Заключение

Не бывает универсально правильного толкования, оно всегда строго индивидуально. В связи с этим, возникает вопрос о том, есть ли вообще какой-то критерий «правильности» толкования?

Для серьезной работы со сновидениями «пациент» должен созреть — в том смысле, что он должен уже немножко понимать себя и основные принципы функционирования психики. Дело в том, что никто, кроме самого сновидца не может сказать, верно толкование или нет. И здесь у него неизбежно будет возникать соблазн трактовать спорные моменты «в свою пользу».

И хотя психолог, опираясь на свой опыт, может с большой точностью распознать общий смысл сновидения, с терапевтической точки зрения, это не будет иметь никакого практического смысла, пока сновидец не получит подтверждения правильности толкования на интуитивном уровне.

Когда трактовка верна и четко сформулирована, сновидец чувствует что-то вроде резонанса с ней — предложенная интерпретация вызывает внутренний отклик, какое-то глубинное согласие. А когда анализ пошел по ложному следу, даже самая логичная и элегантная интерпретация оставляет душу сновидца нетронутой, кажется ему сухой и надуманной.

Таким образом, мотивация пациента к тому, чтобы действительно разобраться в себе, должна быть сильна и чиста. В противном случае, толкование сновидений превратится для него в инструмент самооправдания, вместо того, чтобы быть инструментом самоисследования.

Ну и еще один момент. Описанная схема толкования — это чисто аналитический подход, который имеет свои очевидные минусы и ограничения, поэтому зацикливаться на нем ни в коем случае нельзя. Психика — штука неподвластная логике и, хотя, в некоторых своих аспектах она доступна анализу, самое интересное скрывается в сфере иррационального. В конце концов, сновидения нужно чувствовать, а не понимать, осознавать, а не анализировать.

Как и другие формы диагностики, толкование сновидений — это интуитивный и творческий процесс, а аналитические изыскания являются лишь вспомогательным инструментом.

p. s.

Сновидение — это неуправляемая галлюцинация, податливый мир чудес, в котором возможно все, и в него психика изливает свои проекции, свои конфликты, тревоги и чаяния… А маленький островок сознания, именуемый «Эго», — лишь один из незначительных персонажей этой галлюцинации.