Читальный зал «Знахарь»

Где искать себя?

Я сильно сомневаюсь в том, что можно потерять себя. «Я был у самого себя, и тут вдруг случилось такое, что я сам себя потерял…». В принципе, такое возможно: при психических заболеваниях или повреждениях головного мозга. Когда исчезает чувство «Я», тело, мысли и чувства воспринимаются как чужие, управляемые кем-то со стороны. Есть даже термин вполне определенный: деперсонализация. Но ведь те, кто спрашивают «как найти себя» или «как понять, кто я?», вряд ли имеют в виду, что у них психиатрические синдромы…

«Как понять, кто я, чего я хочу?» и «как найти себя?» для меня являются разными по своему смысловому наполнению вопросами. В первом случае речь идет о желаниях и потребностях, которые человек не может обнаружить в себе. Во втором случае я бы «перевел» вопрос так: «как найти образ, который бы мне понравился и с которым я бы мог с удовольствием отождествить себя?». А если этот образ уже есть, то "как бы мне ему соответствовать?"

Озадачившиеся вопросом «как найти себя» часто пытаются искать себя в себе. Перебирают в воображении разного вида занятия, чутко прислушиваются к ощущениям: «нравится – не нравится, хочется – не хочется?» А раз не хочется – то, получается, «не твое». Надо искать дальше и слушать себя еще внимательнее.

Думаю, это бесполезно. Потому что идея о том, что в нас, в нашей психике заложено некое «Я», с уже заданными параметрами (интересы, склонности, потребности и т.п.) и нужно только очистить его от всего «наносного», на мой взгляд, неверна. Человек при рождении не «чистая доска», но он и не зрелое «Я». Нет в нас никаких программ, предписывающих (при «правильном» воспитании) стать тем-то и тем-то. Бессмысленно их искать в себе – будут раскрываться только все новые и новые пустые пространства, еще больше усиливая ощущение пустоты и беспросветного мрака.

Кое-что, конечно же, есть. То, что имеет название «экзистенциальное Я». Это ощущение себя как источника активности или пассивного объекта воздействий со стороны внешнего мира. «Это то Я, которое является не представлением о себе, а первичной точкой отсчета любых представлений о себе» (Д.Леонтьев).

Когда мы говорим: «я такой-то и такой-то», то подразумеваем, что некая субъективно ощущаемая нами сущность обладает определенными характеристиками. Если получится оставить за скобками эти характеристики, то возможно почувствовать эту исходную точку отсчета, сущность, не обладающую никакими свойствами, поэтому описать ее как-то объективно невозможно (подробнее – здесь). Это «Я», которое делает выбор, ассимилирует в себя или отчуждает все остальное, что мы приписываем своему «Я». Из «точки сборки» самих себя мы спрашиваем: «кто я?»

А как же наши интересы, увлечения, желания? Разве они не присущи нам изначально? Нет, не присущи. Есть задатки – определенные психофизиологические особенности, которые способствуют овладению той или иной деятельностью, но они не влияют на увлечения и желания.

Есть психофизиологические программы, универсальные для всех людей (голод, сон, секс…), но не они имеются в виду людьми, которые спрашивают о том, «как найти себя». Ничего больше в нас изначально не заложено. Остальное приходит из внешнего мира: через мягкие материнские руки, чужие голоса и запахи, глаза. Через опыт первых исследований через разгрызание и ломание всего и вся.

Через ответные реакции на наши воздействия со стороны других таких же исследователей мира… Знание о том, кто есть я, приходит из внешнего мира. Нам об этом знании сообщают: словами, действиями, последствиями. Наше «Я» - это своего рода результат взаимодействия организма с миром. Бессмысленно искать себя вне мира. «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» (В.Франкл).

Где искать себя? Во внешнем мире. Как искать себя? Взглянуть на то, как ты взаимодействуешь с этим миром. Наша личность, наше «Я» - процесс и результат взаимодействия организма и среды. Скука и ощущение внутренней пустоты, часто сопровождающие «потерю себя», происходят из-за того, что не позволяешь себе вовлекаться в проходящие во внешнем мире процессы. «Не вовлекаться» можно по-разному, но наиболее частый вариант – игнорирование мира в пользу придуманного образа «идеального Я».

Наше «идеальное Я» слабо связано с реальным миром, и сильно – с миром фантазий. Например, ощущение, которое можно выразить как «это недостойно меня» или «я так ни за что делать не буду» нередко возникает как раз в ситуации, когда есть внутреннее побуждение сделать то, что «я точно не сделаю». Сдержанный смех, сдержанные жесты, внешняя невозмутимость, нередко высокомерное поглядывание на тех, кто ведет себя «недостойно». И люди «не моего круга», и занятия у них «идиотские» и так далее. Это позволяет не вовлекаться в обволакивающую тебя жизнь.

Предать самого себя, изменить себе невозможно. Можно «изменить» своему «идеальному Я», представлению о том, каким ты должен быть. «Я сам не свой» или «я не такой» - большая иллюзия, в которой слышится «я не соответствую своему идеальному представлению о том, какой Я». Если наши действия и чувства не согласуются с тем, какими мы себя представляем – нужно не чувства и действия игнорировать, а разобраться с тем, насколько сильно удалился от реальности наш образ Я.

Чаще происходит обратное. «Глупо так дрыгаться на дискотеке!» - будет думать юноша, воображающий себя эдаким загадочным джентльменом, подавляя желание слиться с толпой в едином ритме танца. И это сдерживание, выбор в пользу надуманного, а не желаемого – и есть истинное Я этого человека на этом этапе жизни. «Я тот, кто хочет казаться лондонским денди и человеком-не-из-толпы, и поэтому сдерживает желание пойти танцевать» - довольно точное описание частички истинного Я этого юноши. «Я должна быть хорошей ученицей, и для этого нужно многим жертвовать» - и образ хорошей ученицы сильнее потребности гулять на улице и глупо хихикать с подружками. Это тоже истинное Я, здесь нет никакой фальши или «предательства» самого себя. Просто некая цель, лежащая в будущем и не связанная с потребностями, важнее, чем то, что происходит сейчас…

Мы всегда естественны. Если кто-то фальшив в каких-либо ситуациях, то это говорит о том, что фальшь в этих ситуациях – часть его Я, его естественное состояние. В любой момент времени мы действуем так, как можем. Быть «не-собой» - невозможно. Из всего множества вариантов поведения и реакций на жизненные события мы выбираем тот, на который были способны. Другие, даже объективно более выгодные и лучшие – на тот момент были нам недоступны. Каждый, даже самый катастрофичный по своим последствиям выбор – лучший для того момента. Хочу специально отметить: для того момента, когда он совершался, а не лучший для всех случаев жизни или лучший с точки зрения формальной выгодности или безопасности.

А как идея того, что мы выбираем только то, на что способны, согласуется с идеей свободы человеческой воли, когда мы можем выбрать все, что угодно? Вполне согласуется. Свобода выбора подразумевает осознание альтернатив. И мы попросту не можем выбрать того, чего не осознаем или не видим.

В общем, мы постоянно являемся самими собою. Другое дело, что человек целостный, "нашедший себя", не игнорирует себя-в-настоящем в угоду "я-в-будущем" или "я-не-такой" (так как можно хорошо знать, кем ты не являешься). Человека, который игнорирует свои желания, возникающие здесь и сейчас, в угоду каким-либо высшим соображениям, можно уподобить младенцу, который (если бы мог это сделать) уже решил, что он взрослый и солидный человек. Поэтому ему не пристало выглядеть смешно, пытаясь научиться ходить. Грызть эту любопытную картонку, лупить этой ложкой по столику. Нет, он будет сдерживать эти недостойные порывы, потому что он уже взрослый. И это становится его «Я», сопровождаемое гулкой пустотой в душе… Если, при реализации вроде как желаемого в душе пустота и бессмыслица – имеет смысл спросить себя, чем я пожертвовал ради соответствия «идеальному Я».

Чтобы вернуть чувствительность к своему организму, нужно концентрироваться на тех желаниях, которые возникают сейчас, и не откладывать их удовлетворение, если можно не откладывать. Хочется задержаться у друзей? Так задержитесь. «Но надо…». Если мир не рухнет, тогда не «надо». Хочется посмотреть фильм, а «столько дел…». Действительно ли это очень срочные дела? И не появятся ли после этих срочных дел еще одни, не оставив в итоге для себя ни минуты? Действительно ли перемытые до зеркального блеска полы важнее интересной книги, манящей к себе свежим запахом полиграфии и предвкушением удовольствия от чтения? А желания – они же не могут удерживаться постоянно. В какой-то момент предвкушение исчезает, а вместе с ним – и частичка того, что мы называем «я». Чашка чая, выпитая потому что хочется ее выпить в промозглый осенний день, может сделать значительно больше для того, чтобы обрести полноту жизни, чем очередной шаг к достижению какой-либо цели, лежащей в будущем, но утверждающей в сознании «идеальное Я».

Итак:

- Не существует заранее запрограммированного «Я» человека, которое можно найти в себе. Исключение составляет экзистенциальное Я – «точка сборки» личности, способность делать выбор или уклоняться от него, ощущение себя субъектом или объектом жизни.

- Наше «Я» рождается в процессе взаимодействия организма с заданными психофизиологическими особенностями с внешним миром. Ощущение «наполненности» себя происходит из удовлетворения нами потребностей организма, которое возможно только во внешней среде.

- «Потерять себя» невозможно, можно игнорировать определенные свои сиюминутные потребности в угоду неким соображениям и идеям, лежащим в будущем.

-«Искать себя» можно в деятельности, направленной во внешний мир. Фраза «Я нашел себя в таком-то и таком-то деле» хорошо иллюстрирует этот тезис.

- Восстановление контакта с собой возможно через внимание к желаниям и потребностям, которые лежат в настоящем. А чтобы обнаружить эти потребности и желания, нужно опять-таки взаимодействовать с окружающим миром.