Алхимия духа
Алхимия - это отмычка к архетипам бессознательного, погружение в коллективную память предков, которая живёт в каждом из нас. Но не всем дано широко открыть дверь в этот скрытый мир
Что есть власть? – Система господства и подчинения, скрепляющая любое человеческое общество.
Но власть это не только незримая сила, удерживающая любые объединения людей; большие и малые, от распада. Власть и борьба за неё – главный стержень социальной эволюции человечества, и наиболее вожделенная цель большинства человеческих индивидов. Поскольку борьба за неё, смещаясь на уровень бессознательного, олицетворяется там с борьбою за жизнь.
Более того, материя власти, во многом сакральна, поскольку высшим обладателем её обычно считается бог. Так утверждают все религии.
Но это всемогущее существо, видимо, способно делиться волшебной материей власти с несовершенными людьми. Поскольку, как известно "Нет власти не от бога". Несмотря на огромную важность и могущество такой субстанции, как власть, научных исследований этой интереснейшей социальной стихии не так уж много. Но раз таковое явление существует и способно оказывать вполне осязаемое воздействие на окружающий нас мир, следовательно, оно должно быть доступно научному изучению и классификации.
Несложно заметить, что любая власть состоит из трёх отчётливо видимых форм.
Первая – власть насилия, которая наиболее полно воплощается в таком институте, как государство.
Вторая – власть собственности и денег. Закономерности этой формы господства наиболее полно описал великий философ Карл Маркс в образе такого символического понятия, как капитал.
Третья – власть духовная. Её можно определить, как добровольное подчинение людей какой либо идее, традиции или моральному авторитету.
Необходимо отметить, что духовная форма власти представляет собой своеобразную "терра инкогнита": неизведанную территорию и малоизученное пространство.
И если власть насилия – политические и государственные системы - описывали ещё философы античности, то власть духовная, как отдельная форма господства вообще отдельно никогда не обозначалась. Это произошло скорее всего потому, что воздействие духовной власти не предполагает прямого принуждения и эксплуатации. Данная форма власти осуществляет себя наиболее скрыто и опосредованно - подчинение ей сугубо добровольно.
Но ведь и власть экономическая – наёмный труд - до открытия Марксом прибавочной стоимости эксплуатацией долгое время не считалась. Так как сам по себе наёмный труд предполагает не принуждение, а добровольный контракт. На подобном примере можно продемонстрировать, что власть, как явление, не ограничивается прямым насилием. Существуют и более тонкие, завуалированные её формы, вершиной которых можно признать власть духовную. Она настолько изощрена и опосредованна, что на протяжении всей истории даже не была замечена и подробно изучена философами и мыслителями.
Суть духовной власти
Золотое правило этого вида господства заключается в том, что формируя мотивы поведения человека, можно управлять и самим поведением. Мотивы же, в свою очередь складываются из комплекса представлений, воспринимаемых человеком за непреложную истину. Впитывает же их индивид из системы ценностей, господствующей в окружающем его социуме. Словом, претензия на истинность тех или иных взглядов автоматически рождает собой претензию на духовную власть над людьми во имя торжества этой истины.
Материализуя своё господство, власть духовная шлейфом неизбежно увлекает за собой и другие формы подчинения. Ведь чтобы заставить истину восторжествовать, порой нужно пускать в ход насилие, да и без денег и прочих материальных средств, как правило, не обойдёшься. Словом, любое господство духовное (идеологическое) неизбежно со временем обречено трансформироваться в господство политическое и экономическое.
Необходимо отметить, что власть духовная - самая древняя из трёх форм. Время её безраздельного господства ? эпоха первобытного общества. Институт государства в первобытном обществе ещё не сложился, эксплуатация человека человеком ещё не была изобретена. Все отношения между людьми регулировались обычаями и традицией.
Традиция - это фундамент духовной власти. Она, в свою очередь, проистекает из мифа комплекса представлений об окружающем бытии, который необходимо брать на веру.
Вера основной приводной механизм любого идеологического господства. Потребность к вере и способность к ней - одно из основных видовых качеств человека, отличающее его от животного. Именно в способности вызывать веру заключена суть любого культа и любой религиозной магии.
Каким же способом можно её вызвать? Как это делается практически?
Духовная власть синоним веры, имеет структурный каркас из шести принципов, которые неизменно дублируются везде, где данная форма господства себя проявляет.
1. Миф – это утверждение, априори содержащее истину для разделяющего данное мнение человека. Зачастую миф может представлять собой целостную картину мира, исходя из которой теоретик (жрец) может истолковать все случаи жизни вообще и их значение, в частности.
2. Жертва. Людей можно заставить поверить в миф только практикой жертв за него или ритуальных ограничений. Жертвой может быть что угодно – приношение даров и ритуальные взносы, аскеза и пищевые ограничения, жертвоприношения. Но самая сильная жертва – это пролитие крови. Страдание и смерть за веру или убийство врагов веры сразу же наполняет смыслом любой миф. Именно по этому во всех культах кровь считалась главной магической жидкостью.
3. Символ. Миф доводится до сознания масс в виде символов. Жрец это ни кто иной, как человек, управляющий символами – их создатель повелитель и толкователь. Всякое искусство есть, по сути, набор символов разных мифов, доносимых до масс разными способами – музыка, танец, литература, поэзия, живопись, скульптура и т. д.
Всякая наука, равно как и культ, всегда построена на оперировании символами.
4. Обряд и праздник – эти понятия не разделимы, поскольку праздник всегда являлся частью обряда или сопровождался обрядами. Для того, чтобы люди верили категориям мифа, необходимо, чтобы они постоянно переживали его, чтобы их сознание существовало в нём и оценивало мир изнутри мифологической концепции. Подобное коллективное переживание категорий мифа - главная цель обряда, сопровождаемого праздником, или наоборот. Эти виды коллективных мероприятий есть ни что иное, как применение инструментов духовного владычества жрецов непосредственно на практике – на массовое сознание и подсознание людей.
5. Тайна. Любой жрец обязательно должен выступать как хранитель тайн и секретов. Потому что любая тайна есть тень и отблеск самой большой и великой из всех тайн – загадки смерти. Обладание тайной позволяет человеку позаимствовать что-то от могущества и власти этой величайшей загадки бытия.
6. Традиция. Совокупность всех вышеперечисленных принципов составляет универсальный код духовной власти и передаётся от поколения к поколению в виде обычаев.
Архетипы бессознательного
Можно заметить, что все вышеперечисленные принципы составляют ядро любого культа, причём далеко не только религиозного. Поскольку культ, как явление, способен проявлять себя не только в религиозной сфере ? но и как культ личности, культ науки, культ звёзд кино и эстрады: список можно продолжить.
Более того, вышеперечисленные принципы духовной власти практически совпадают с тем, что знаменитый психолог К. Г. Юнг, принадлежащий к школе неофрейдизма, называл архетипами коллективного бессознательного.
Стихия бессознательного - это как раз та сила, которая формирует мотивы поведения человека, заставляет его совершать те или иные поступки и испытывать сильные психические переживания. Не похоже ли коллективное бессознательное в этом качестве на некий инструмент управления сознанием, некий секрет власти над чувствами и эмоциями, как отдельных личностей, так и широких масс, скрытый изначально ещё в глубине тысячелетий?
Скрытый кем и зачем? - Попробуем в этом разобраться.
Несмотря на то, что К. Г. Юнг принадлежал к школе З. Фрейда изучал сферу бессознательного, можно отметить, что его определение архетипов коллективного бессознательного сильно отличаются от сферы индивидуального бессознательного того, что непосредственно исследовал З. Фрейд.
Индивидуальное бессознательное - это наследие животных предков в психике человека. Образно выражаясь, это живущий в каждом из нас зверь. Архетипы же коллективного бессознательного, которые в значительной мере совпадают с принципами духовной власти, у животных отсутствуют. Этот аппарат духовной власти напоминает некий социальный имплантант в сознании людей, действующий на уровне вне рассудочного поля, подобно животным инстинктам. Условно говоря архетипы, подобно инстинктам, видимо носят врождённый характер, а не являются следствием воспитания человека в процессе коллективного общежития. Доказательством этого положения является то, что системы воспитания и образования в разных людских социумах, как примитивных так и высокоразвитых совершенно различны. Архетипы же идентичны у всех независимо от эпохи, расы, общества или культурного типа.
Следовательно, духовная власть является социальным инстинктом, присущим только человеку. Можно сделать вывод, что между сферой индивидуального бессознательного (инстинктами) и коллективным бессознательным (архетипами) лежит пропасть. Первые - это наследие зоологии в сознании человека. Вторые - архетипы: "подарок" нам от социума разумных существ. Но и те и другие носят врождённый характер и действуют исключительно в сфере вне рассудочного поля.
Формируя мотивы поведения человека именно эти два вида инстинкта: индивидуальный: (биологический) и социальный: (архетипический)определяют суть и образ поведения, как индивидов так и масс людей в гораздо большей степени, чем рассудочное и логическое начало. Словом,разум (абстрактно-логическое мышление) подобен тонкой нефтяной плёнке над колышущимися волнами стихии бессознательного. Можно уверенно сказать, что вся область мотивации человеческого поведения и социализации личности в обществе движима неосознанными инстинктами. Мы марионетки дремлющих в нас древних инстинктов и архетипов и опутаны их нитями с ног до головы.
Собственно говоря, архетипы коллективного бессознательного напоминают некий искусственно привитый в сознание людей: механизм управления ими. Его можно даже определить как присущий только Homo Sapiens культурный инстинкт, как бы парадоксально это не звучало.
Посылая особые смысловые – символические раздражители в мозг, можно получить ожидаемые реакции, лежащие, как правило, в эмоциональной сфере: страх, ненависть, восторг, восхищение, эйфорию, обожание и прочее. Собственно, такая область деятельности, присущая только человеку, как искусство, представляет собой самый настоящий баян из символов-кнопок, который способен играть на неосознанных архетипах любую мелодию. Искусство и культ - вот те изначально неразделяемые сферы деятельности, обладающие возможностью приводить в действие скрытые стихии человеческого сознания.