От самооценки к самоценности или Путь трансформации с
Но так как у нас прервана связь с Всеобщим Истоком, мы не знаем, Кто мы Есть, а нашему сознанию необходимо с чем-то себя соотносить, мы отождествляемся с тем, что нам доступно: с реально ощущаемым телом и социальной частью себя, которая вступает во взаимодействия с людьми — с личностью. Что при этом происходит?
Жизнь в пространстве осколка зеркала
Вы помните, как начинается сказка Андерсена «Снежная Королева»?«Злющий-презлющий тролль, то был сам дьявол, смастерил зеркало, где всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, а негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже». А когда зеркало разбилось, осколки попадали людям в глаза или в сердце, их души превращалась в лёд, и они видели только всё плохое.
Чем не картина инволюции сознания, в которой осколки и есть наш УМ? У него своя задача: распознавать то, с чем мы встречается. Но у нас по этому поводу возникают оценки в виде мыслей и эмоций, и мы отождествляемся с ними. Много раз повторенные, они переходят в подсознание и становятся обобщениями, убеждениями, программами-законами, картинкой Мира,через которую мы интерпретируем реальность. Вот мы и живём в пространстве крошечного, всё извращающего обломка кривого зеркала – нашего ума.
Его содержание и есть образ себя, с которым мы идентифицированы.
Он целиком и полностью основан на сумме выводов, которые ещё в детстве сделал наш незрелый ум, и на том, как нас описали другие люди. Это лишь искусственный портрет, объединяющий все мнения о себе. Настоящего, живого человека в нём нет. Но, вступая в любые взаимоотношения, мы именно его проецируем на других. Он определяет наши действия, поведение, слова, реализацию способностей. Всё, что нас задевает, правила, по которым мы живём, нормы поведения — суть этого образа. Влюбились, поссорились, простили; научились, что-то освоили, нечто изменили – всё он. «Его Величество» определяет наши успехи и провалы, комплексы, материальное положение, мировоззрение, отношение к себе и ко всему существующему. От его имени говорим «я». Мы — его рабы и пленники.
В капкане у самооценки
Мало того, что мы живём в пространстве искусственного образа себя, все наши реакции на людей и события напрямую связаны с тем, как мы тайно себя оцениваем. Это корень всех успехов и неудач, наша решительность и неуверенность, устойчивость или зависимость от чужих мнений. Это ядро образа себя – самооценка, самая ранимая и оберегаемая точка. Поэтому одни, боясь осуждений (а это – падение самооценки), отказываются от перспективного, но неизвестного нового. Другие старательно избегаютситуаций, которые связаны с риском оказаться не на высоте (удар по самооценке). А кто-то откровенно идёт за авторитетом, подстраиваясь под него и теряя себя. Даже в жажде больших денег и власти, человек далеко не всегда осознаёт, что им движет не просто стремление «жить красиво» (а этоповышение самооценки), но и возможность контролировать ситуации, манипулировать людьми, подавлять их и привлекать на свою сторону (иллюзорная вероятность защитить самооценку от критики).
Немало книг и статей написано о том, как она формируется, что на неё влияет, предлагаются способы её укрепления. Но пока сознание отождествляет себя с личностью, самооценка никому не даст жить спокойно. Она будет тайно руководить всеми действиями, напрягаться, слыша о себе чужие мнения, содрогаться от боли (гнева \\ раздражения \\ обиды \\ обвинения и т. п.), если чьи-то суждения её задевают. Это она проявляется в виде комплекса превосходства над другими и его оборотной стороной – недоверием к себе. Это она подталкивает к реализации себя в социуме, к развитию через самоутверждение, к удовлетворению своих притязаний и амбиций Она сравнивает себя с другими, гонится за достижениями и успехами, и знает два состояния — удовлетворённость инеудовлетворённость, вплоть до терзания себя: ведь все негативные эмоции и мысли бьют, прежде всего, по ней.
За всем этим — крик Души, её стремление увести нас от ложного представления о себе и познать , КТО МЫ ЕСТЬ.
Когда начинается трансформация
Находясь на духовном пути, мы обычно окунаемся в новую информацию, и это увеличивает щёлочку нашего восприятия. Но какой бы расширенной она ни стала, мы на всё смотрим из осколка зеркала личностной 3-хмерности, пока не переходим на познание действительности не через оценки ума, а посредством чувств.
Соединение со своей Душой — прорыв из ментального пространства. Это обогащает восприятие, открывает новые стороны себя, приводит к другому качеству жизни, но… самооценка существенно не меняется. Это происходит, если сознание «сдвигается» в квантовом скачке, и появляется ясное знание, Кто Я Есть. У одних это случается мгновенно, у других – постепенно. Но, так или иначе, начинаются процессы, которые затрагивают всю психику: все составляющие образа себя, всю совокупность представлений о себе. Это целая система «я». Её называют «Я-Концепция», и самооценка — её ядро.
Управление людьми, манипулирование сознанием, на которое направлены средства массовой информации, традиции, религии – это искусство вмешательства в «Я-Концепцию». Эта структура настолько сакральна, что в психологии она далека от глубокого изучения. В то же время, это —направление, компас в духовном пути: трансформация человека как единицы сознания Бога происходит тогда, когда изменения совершаются в «Я-Концепции».
Какие же подсознательные капканы нас держат, что нужно преодолеть духовному искателю?
Психологи, которые решаются прикоснуться к глубинам «Я-Концепции», анализируют её по-разному. Вкратце рассмотрим её по такой схеме:
- Блок самотождественности «я» — это «я»
- Блок «Я — Такой»
- Блок «Я и Другие»
- cамооценка
Блок самотождественности: «я» — это «я»
Почему поиски ответа на вопрос «Кто я» обычно растягиваются на долгие годы? Из-за нашей прочной идентификации себя с образом, который создал ум. Разрушение этих представлений – содрогание основы, на которой мы стоим, смерть того, что мы считаем собой. И чтобы этого не случилось, мы крепко заперты в ловушку – якобы защиту: мы отождествляем себя с оценками, которые выдаёт наш ум. Так рождается механизм ложного «я» — эго, которое удерживает нас в 3-хмерном ментальном мире. Это отделённость себя от Творца, восприятие Жизни как битва за выживание, страхи что-то не иметь, а заимев — потерять; борьба крайностей, всевозможные противостояния.
Всё это укрепляет эго в блоке «я».
И так уж мы устроены, что каждую секунду сознание на какое-то мгновение отключается, чтобы подтвердить, что я — это я, этот субъект, это тело и образ себя. И на эту самотождественность, на это нечто само собой разумеющееся, затрачивается огромное количество психологических усилий и энергии.
Блок «Я — Такой»
Это то, что мы о себе думаем и то, как преподносим себя людям.
В этом пространстве мы относимся к себе как к объекту. Его нетрудно описать, так как у него есть то-то и то-то, он обладает такими-токачествами. Откуда мы о них узнали? По рассказам окружающих, их мнениям, суждениям и оценкам.
С этим блоком легко познакомиться. Достаточно просто перечислить черты своего характера, его плюсы и минусы. Например: активный, добрый, ответственный; ревнивый, нерешительный, замкнутый и т.д.
«Таковость» рождает проблемы, потому что мы опять-таки отождествляемся с этими ярлыками-ограничителями. Так «активному» тяжело быть терпеливым и проявить выдержку там, где предприимчивость может навредить. «Ответственный», чувствуя свою важность, поддаётся манипуляторам и соглашается нести на себе чужое бремя. «Замкнутому» трудно преуспеть в работе, которая хоть и соответствует его способностям, но требует тесного общения с людьми. А женщине, которая считает себя «сильной», непросто уступить мужчине: в её понятиях она этим ломает себя.
Физические особенности (худой, толстый, слабый, некрасивый и т. д.) тоже входят в образ искусственного «я». И тому, во что мы верим, реальность подтверждает. Поэтому после изнурительной диеты полный человек быстро возвращает прежний вес; а милая женщина, считающая себя дурнушкой, своей ревностью разрушает любовные отношения.
И пока мы не распознаем свою «таковость» и не разотождествимся с ней, мы её заложники. При этом нам непросто преодолеть страх и разрушить то, что есть «я». Поэтому духовный путь не на уровне умных разговоров, а в реальной трансформации, требует отбросить защиту, встретиться со своими отождествлениями, то есть с эго в его явном и завуалированном проявлении, и спокойно, не ожидая результатов, проходить сквозь его «тёмные стороны», что подчас очень болезненно для самооценки.
Блок «Я – такой» предопределяет, как мы преподносим себя людям. При этом всё исходит из ментального убеждения, каким должен быть человек, чтобы вызвать у окружающих одобрение и любовь: самооценка личности всегда чувствует в этом дефицит. Так мы, стараясь быть «хорошими» и прикрывая в себе то, что считаем «плохим», надеваем на свою «таковость» ещё одну маску.
Поэтому отношения во всех сферах жизни так часто приносят страдания: мы видим не живого человека, а придуманный обНАДЁЖивающий образ, который соответствовал бы нашим желаниям. А когда жизнь всё ставит на свои места, мы, глубоко разочарованные, говорим, что он (а) оказался (ась) «не таким», что любовь прошла, что партнёр предал.
Блок «Я и Другие»
Это наша связь с внешним Миром.
Мы живём в социуме – в семье, среди друзей, единомышленников, сослуживцев. Мы чувствуем свою принадлежность роду, полу, национальности, государству. Всё это для удобства называют «МЫ». Значимое для нас МЫ формирует нашу картину Мира, систему ценностей, идеологию. Оно определяет стереотипы: как мыслить, как себя вести, чему отдавать предпочтение, с кем общаться, какую выбрать профессию, как одеваться, как строить отношения с противоположным полом, и т. д.
Потребность быть принятым в МЫ – огромная: ведь человек не может жить без людей, вне общества. Поэтому личность подстраивается, следует внушённым установкам и правилам, обретает авторитеты, чьё мнение о себе считает беспрекословным . И МЫ манипулирует нами, подталкивая к тому, чтобы быть ТАКИМИ, какими в этом круге принято.
Мы боимся вызвать их осуждение, негодование, чтобы между нами и этой группой не возник конфликт, и нас из неё не вытолкнули. Поэтому многие сознательно, а чаще бессознательно, ограничивают число МЫ . И появляется граница, так называемая «привычная территория», которая воспринимается как безопасная. Это очередная клетка, выходить за рамки которой мы опасаемся: а вдруг будет ещё хуже. Отсюда — страх поменять работу, начать что-то с нуля в новой профессии \\ обществе \\ стране \\ в своей жизни.
Чем меньше МЫ, тем больше ОНИ, то есть остальной мир. Это те, кто не разделяет то, что нам дорого, кто живёт и действует по другим принципам. Либо мы им сопротивляемся, критикуя и споря, либо смотрим на них снисходительно, сверху вниз, как на культурно \\ интеллектуально \\ духовно \\ не очень развитых, иногда — снизу вверх, как на кумиров. Они – чужие, те, кому мы противопоставляем себя.
Ядро «Я-Концепции» — самооценка
Это то, что мы чувствуем по отношению к себе, и больше всего защищаем. Мы страдаем от обид, когда она падает, нам кажется, что мы поднимаем её, когда приукрашиваем свои достоинства. Это самоуважение и естьразрешение, которое мы себе даём, чтобы быть здоровыми и счастливыми.
Отношение к себе у личности складывается из того,
- насколько мы любим и принимаем себя, во всех своих плюсах и минусах;
- как тайно себя оцениваем, насколько стоящим и значимым человекомсебя считаем в плане профессионализма и эффективности. Это – нашаготовность быть успешным и богатым.
И. Калинаускас рассматривает ядро самооценки как дробь. Её числитель – наши притязания, а знаменатель – требования к себе, чтобы воплотить то, на что мы замахнулись.
Если числитель завышен – это огромные претензии к окружающим, в результате которых человек считает себя непризнанным гением, неоценённым обществом неудачником, жертвой чужого произвола.
Заниженный числитель рождает прячущегося от жизни человека, может быть, талантливого, но засадившего себя в угол, не верящего в свои силы. Это неуверенность, вечные сомнения и колебания, загубленные способности, несостоявшийся рост.
Неуёмные требования к себе – это комплекс перфекционизма: терзания, если что-то получилось не таким совершенным, как хотелось.
А заниженный знаменатель – самопотакание, безответственность, безынициативность, нерешительность, когда дела либо откладываются «в долгий ящик», либо перекладываются на других, не столько из-за лени, сколько из-за недоверия к себе. В результате – в лучшем случае проблемы, чаще — серьёзные провалы.
Если защищать самооценку, предпочитая оправдывать свои неудачи чем-то внешним, то ЛОЖЬ САМОМУ СЕБЕ прочно захлопывает нас в западню эго.
Вот в таком пространстве «Я-Концепции» мы живём.
Лицо, каким оно было у нас до рождения
Когда-то шестой Патриарх Дзэн дал свой знаменитый совет ученику: прервать молитвы и медитации и увидеть, как в этот момент выглядит его лицо. Оно было у него таким и до рождения, и даже до рождения его родителей.
Говорят, это привело молодого монаха к просветлению.
Находясь на духовном пути, в какой-то момент, неожиданно, нечто внутри прорывается сквозь границы тела. И ты вдруг чувствуешь себя чистым, прозрачным, безграничным существом. Нет ощущения тела, нет мыслей, а есть лишённое всяческих черт первозданное «лицо», о котором говорил Мастер Дзэн. Его нельзя ни описать, ни как-то охарактеризовать, это – НИЧТО. И самое удивительное, что это НИЧТО парадоксальным, чудесным образом наполняет тебя Спокойствием и Блаженством. Это переживание – настоящее потрясение.
Конечно, это подарок Небес, и он — ответ на нашу бескомпромиссную, непоколебимую устремлённость к познанию того, Кто мы Есть. А потом такое состояние автоматически возвращается, когда отключено мышление, и сознание находится в точке настоящего.
Теперь в «Я – Концепции» блок «Я» реально затронут: у меня есть тело, личность, мысли и эмоции, но я — НЕЧТО совсем иное. Это другое ощущение себя.
Однако почувствовать ЭТО, ещё не значит, СТАТЬ ЭТИМ: сознание не может мгновенно изменить самотождественность. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к новому, и этот процесс у каждого проходит по-своему.
А потом оказывается, что даже не нужно отрекаться от ментального «я»: его просто нет, и мы отождествляли себя с иллюзией. А сейчас пробудилось существо, которое всегда было, и у него другое я — Я-Есть.
Старайтесь не терять ощущение Я, проникайте в его глубины. Рефлексируйте, из него или из эго исходят ваши слова и действия.
Я - Ничто, Никакое, и поэтому Всякое
Вместе с возрождением существа, которое возникает, словно Афродита из пены, «я» как объект, то есть блок «Я – Такой», тоже начинает трансформироваться.
У НИЧТО нет определений, нет «таковости», оно – НИКАКОЕ, и ему не с чем себя идентифицировать. А когда нет ярлыков (я–такой, такая), прекращаетсясамооценивание, а значит и реакции на мнения окружающих. Особенности характера и качества личности остаются, но даже когда сознание к ним возвращается, нет обусловленности ими. Социальное и материальное положение, таланты, духовные способности перестают быть зацепкой, теряют прежнюю важность и отодвигаются на задний план, как детские игрушки. Любимые люди остаются любимыми, дорогими, по-прежнему ценными, но без вмешательства в их мир. Окружающим теперь предлагается не своя «таковость», а бесконечность, исконное, первозданное «лицо, каким оно было даже до рождения родителей».
Это НИКАКОЕ, смотрит на всё широко раскрытыми глазами Удивления и Восторга, каждый раз открывая вокруг Красоту и нечто новое. Что может сравниться с этим богатством и величием распахнувшегося Мира? А мы чувствуем Любовь.
Это не значит, что мы становимся белыми и пушистыми. Да, НИЧТО пребывает на частоте неизменной бережности и человечности, которая не позволит сделать кому-то больно. Но это безграничное, как Мир, НИКАКОЕ, несёт в себе всё в Нём существующее, все качества. И это разрешениебыть ВСЯКИМ, в зависимости от обстоятельств, особенно, если кто-то атакует, посягает на твою территорию и независимость, манипулирует и давит.
НИЧТО не может воспринимать себя как объект: оно – НИКАКОЕ.
Замечайте, когда вы рассказываете о себе или описываете других из «таковости», и переходите в точку Я. При этом стоит отметить, как меняются вибрации, и как это сказывается на внутреннем состоянии и на словах.
Я равно МЫ
Трансформация блока «Я и Другие» начинается лишь тогда, когда сознание подымается на тот уровень, где Мир не делится на Я и не-Я, утверждая этим дуальность. Когда крайности видятся как целое, а частота Единства стирает границы между Я, Мы и Они. Тогда поступки людей, их гордыня, их беспомощность и непонимание, что они не деятели, воспринимаются очень отстранённо. А если они задевают, значит, своитёмные, ещё не осветлённые фрагменты, просят внимания и уважения.
Это та степень осознания, которая не только не разъединяет людей на расы, национальности, социальное положение и духовную развитость. А, когда видя «осколок кривого зеркала злющего-презлющего тролля в глазах и сердце» окружающих, наша безусловная Любовь растапливает мертвящий холод их эго, и, перенося внимание на лучшее, что есть в этих людях, оживляет его.
В таком сознании нет чужих, а есть МЫ, люди, ВЕСЬ МИР, в котором всё пронизано невидимым Светом Творца. И пусть пока не все Его ощущают, Он равняет все творения, делает их ОДНИМ, где каждый в своём своеобразии играет выбранную его Душой роль в великой пьесе Жизни.
В этом Я равном Миру, вернее пространству Бога, исчезает сопротивление тому, что в Нём совершается. Наступает расслабление, приятие той данности, которая есть. И это не унылое подчинение свершившемуся, а безоговорочная Вера и почитание Воли Творца, которая проявилась в Том, Что Произошло.
Когда собственная беспредельность и есть Я, которое вмещает всё, что существует, любая энергия, вибрация, творение – это Я, которое есть Ты, и мы оба – частицы Единого. И это приносит чёткое знание: то, что мы делаем Другому, мы делаем себе, и в каком-то варианте, это произойдёт с нами.
Более того: так как Я и есть Пространство Жизни, наше излучение, распространяясь на неизвестные нам расстояния, влияет и на людей, и на события, предопределяя тем самым качество жизни на Земле. Разве это не ответственность и не стимул поднять себя к вибрации Любви? Это не значит, что мы начинаем всех одинаково любить, но мы здесь для того, чтобы создать гармонию .
Когда вы соприкасаетесь с человеком, который вызывает у вас неприязнь, вместо осуждения, углубитесь в своё Я и вспомните, что он такое же дитя Бога, как вы.
Самоценность вместо оценивания себя
Что же происходит с самооценкой? С тем, насколько мы любим и принимаем себя, за что ценим?
Хорошо, если есть высокая результативность работы, талант, устремляющий к творчеству, уважение окружающих. Но ценностью становится не это, преходящее, которое было так важно для личности, а ожившая в сознании Божественность. Вместо оценивания себя, появляется благодарность своей Душе при прямом с ней общении, когда Она что-то объясняет, оберегает от ошибок и заблуждений. Признательность за возможность контактировать с Душами других людей и получать для них информацию. Различать импульсы, идущие от Духа, и постигать язык, на котором Мир разговаривает с нами.
Это самоценность, исходящая из признания того, Кто мы Есть. Это Истинное Я, Суть и Источник. И ничего нет дороже этого. Можно только удивляться, как то, что долго и тщетно искалось в Космических далях, открывается в нас самих.
Жизнь, которая когда-то внушала страх, оказывается Пространством, которое и есть мы. Этому Пространству (то есть себе), мы отдаём себя же, своё излучение, свои мысли и дела. И Оно просто возвращает нам то, что в него послано. При этом – Оно заботливо кормит и поит, исполняет желания, даёт возможность обрести опыт, дарит радость и счастье.
Притязания сейчас – радоваться Жизни. И это чёткое видение, что эта радость ни от кого-то, ни от чего-то внешнего не зависит. Поэтомутребования к себе – БЫТЬ этой радостью, излучать её в Пространство, и возвращаться к ней, когда она теряется.
Теперь кажется смешным и наивным ещё недавнее оберегание придуманного «я», когда ты являешься бесконечностью, ни с чем несравнимой ценностью — самой Жизнью.
А понятие любовь к себе даже не возникает: она становится естественной, так как самоценность и ощущается на частоте Любви. Это пребывание в Ней, Бытие в Ней. Это осознание своей истинной Природы: Божественная Любовь и есть Я. Но она пробуждается, когда в нас нет образа «я». И это чувство сопровождается величайшим СМИРЕНИЕМ перед находящемся в теле непостижимым НИЧТО, и таким же таинством единой для всех Силы ВСЕГО. Это смирение перед величием нашего Тождества.
Люди, обладающие духовным зрением, иногда видят, как их сопровождаю