Познай себя самого!
Истинное познание видит вещи так, как они были с самого начала упорядочены Создателем, оно не подвержено ни колебаниям, ни обманам, и не зависит от рассудка, который является только земным инструментом духа, но, никогда не способен подняться выше духа.
Рассудок может путём изучения и наблюдения приобретать «знания», расширять их и использовать для земной деятельности, однако, он никогда не сможет прийти к духовному "познанию", так как это превышает его природу.
Это доступно лишь духу, который путём познания во время своих странствий на Земле создаёт себе ценности, которые остаются после его земной смерти и открывают ему путь к возвращению на вечную родину.
Познание, способность истинного осознания, является особенностью духа, которая при добром волении всегда остаётся живой, независимо, от того, где он находится на своём пути сквозь вторичное творение. Как же, однако, дух человека приходит к познанию? Что даёт ему повод изнутри познать нечто осмысленное и закономерное в Творении? Истинному познанию предшествует переживание, которое было вызвано какими-нибудь трагическими потрясениями или радостными событиями.
Если впечатление настолько сильно, что оно может затронуть дух, тогда возникает причина для переживания, к которому стремящийся ввысь дух готов в любое время, так как он происходит из той части Творения, где непрерывное переживание является условием вечного право на бытие. Поэтому по духовным понятиям дух по-настоящему голодает по истинному переживанию, чтобы как можно быстрей достичь той степень внутренней способности к потрясению, которая соответствует существующей в Раю. Он находит эти случаи повсюду в Творении, благодаря Закону притяжения подобного, который позволяет ему быстро пережить то, что он сам желает.
По милости Создателя зародыш духа человека, происходящий из Царства радостного творчества и непрерывного переживания, вдали от своей родины может получать переживания. Благодаря им он становится полноценным осознающим себя человеком, хотя вначале был лишь бессознательным осадком духовного рода, который последним выделился из излучения Бога.
Только более грубые излучения вторичного творения, который располагается намного ниже вечного Рая человеческих духов, необходимость приспособления к различным покровам вещественности, являются средствами и путями к сотрясению вначале ещё бессознательного духовного зародыша и дают ему осознание окружающей среды и себя самого.
Чудом Божественной Милости является процесс становления от бессознательного духовного зародыша к осознающему себя человеческому духу, если подумать, что все эти сотрясания, исходящие от чуждых родов Творения, есть то самое, что при постоянном добром волении ведёт к радостному творчеству и действию в Творении. С этим пробуждением приходит затем переживание, которое может стать основой для истинного познания.
Чтобы достичь его, человек не должен забыть одного: самого себя! Самопознания требовали уже во времена греческой античности. На храме Аполлона в Дельфи была надпись: «Познай себя самого»… Это значит, прилагай усилия, чтобы познать свою сущность, своё происхождение, свои способности, но также ошибки, и слабости. Не забывай обо всех чудесных вещах в Творении, которые притягивают к себе внимание, об изобилии происшествий, с которыми ты ежедневно сталкиваешься, и дающими тебе повод для самых разнообразных наблюдений и переживаний. Человек должен иметь мужество, «занимаясь» самим собой, быть готовым к неприятным открытиям, он не должен оставлять без внимания так называемые "достойные любви" слабости. Однако, при этом он не должен впадать в нездоровое самокопание, а естественным и объективным способом должен приступить к работе. Прежде всего, познать, что он, как и все существа, зависит от своего Творца и не пользуется никакими привилегиями. Как продукт Творения он, разумеется, подчинён и Законам Творения, без каких-либо различий, и самых незначительных отклонений.
Это даёт ему правильную точку опоры для рассмотрения своего окружения, которая полезна духу и которая даёт возможность беспристрастно и непредвзято познать и в ближнем своём существо, стремящееся к восхождению, и так же, как и он сам, имеет право на внимание и уважение.
Хотя все человеческие духи имеют одинаковое происхождение в духовном царстве, они, вследствие своей свободной воли, всё же, отличаются друг от друга своим духовным развитием и зрелостью. Они свободны в выборе своих решений и единолично несут ответственность за все свои помышления и деяния и не могут поэтому перекладывать свою вину на других, в том числе и на Сына Божьего! Это важные вехи на пути к самосознанию. Они - основа для нравственного подъёма, предпосылки для духового восхождения.
В начале «познания себя самого» стоит распознание собственных ошибок и слабостей, освобождение от недобрых нитей судьбы. Это требует непрерывного, серьёзного воления, так как основным злом, которое нужно преодолеть, является тщеславие. Его не так просто отодвинуть в сторону, так как оно часто склоняет к самообману.
Самопознание - это первый шаг к улучшению. Улучшения не наступит до тех пор, пока в душу не войдёт столь важная для сегодняшнего человека добродетель: смирение! Смиренному Бог предоставляет помощь своей Силы в любое время!
Х. Фольманн
(перевод с немецкого)