Ожидания
Одно из человеческих качеств, которое приносит массу неприятностей людям – ожидания. Мы ждем от жизни чего-то и это нормально. Вообще, если вы что-то в жизни делаете, как-то с людьми общаетесь, где-то работаете и что-то производите, совершенно логично прогнозировать обратную связь от окружающего мира.
Естественно, что мир имеет свои законы, которые могут быть и законами физики, и законами социума. Если ты прыгаешь с вышки в бассейне в воду, то вполне законно ожидать, что ты таки попадешь в воду. Ну, если не в воду, то ожидание полета вниз, очень адекватно. Сила притяжения такая штука. С социумом во многих вопросах та же ситуация. Если ты кого-то оскорбил, то вполне адекватно ожидать, что и тебя оскорбят тоже. Сделал добро, тебе добро вернется.
Но в самих человеческих ожиданиях заложено много личного. Т.е. мы все имеем собственную субъективную вселенную, в которой устанавливаем свои законы. Часть законов мы разделяем с другими, часть принадлежат только нам. И если задуматься о том, как мы воспринимаем мир и что от него ждем, то можно найти, что многие наши ожидания для нас такая же аксиома, как сила притяжения, влекущая спрыгнувшего с вышки человека к земле. В глазах личности у мира нет выбора, как только следовать ее субъективным законам. Если я делаю А, то мир делает В. Если я кого-то приглашаю на свидание, то этот кто-то должен согласиться с радостью. Он отказывается? Черт! Это как прыгун в воду завис на полпути к водной глади, взмахнул руками и полетел за горизонт.
Конечно, не все так драматично, но в целом, мы часто ожидаем того, что совершенно не обязано с нами случаться. Мы ожидаем солнечной погоды в день запланированной вылазки в лес на шашлык. Некоторые, даже несмотря на известный прогноз погоды, осознают только в утро выезда, что таки да, на улице дождь. Мы ожидаем, что если мы действуем в рамках нашего представления о «хорошести» нас будут любить; если мы будем много работать, то нам будут благодарны, и наша карьера будет расти; если мы водим детей в миллион кружков, одеваем, обуваем и они имеют друзей только из хороших семей, то дети непременно станут успешными, скажут нам спасибо и никогда не будут алкоголиками и наркоманами.
Мы верим, что мы хорошие, что мы способные и талантливые, мы желаем добра. Исходя из этого, люди должны нас понимать и прощать все то, что мы делаем. У нас всегда есть обстоятельства, которые заставляют делать плохое. Мы ожидаем, что люди нас поймут и простят наши проколы. И еще миллионы всяких закономерностей, созданных нами самими, которые периодически не срабатывают и разбивают людям сердце.
Но так случается не от того, что люди идиоты, и верят исключительно своим фантазиям. Это все исходит от страха потерять контроль, не справиться с ситуацией. Гораздо легче на карте реальности расставить воображаемые колышки с табличками и правилами эксплуатации. И это нормальный процесс познания и общения с окружающей средой. Если только не забывать, что мы можем крепко ошибаться с местоположением колышков с инструкциями. При этом сама ошибка – не трагедия. Это всегда случается при планировании. Сложности начинаются, когда человек перестает понимать, что все колышки-надписи принадлежат его уму, его субъективному восприятию, а не действительности.
Если забыть о том, что наши планы могут быть ошибочными, мы можем вообще исходить из непонятно каких данных, выстраивая тот или иной поступок, можно начать плодить иллюзии и заполнять ими жизнь. К сожалению, эти иллюзии чаще имеют негативный характер. Если Манилов видел везде всякие милые улучшения вокруг себя, то люди чаще видят кошмар, происходящий вокруг них. Мир становится совершенно чужим. У них есть некая иллюзия своего я, окружающих и последовательности событий на основании характера иллюзий. И когда все происходит не так как в фантазии, человек чувствует себя выброшенным в параллельное враждебное измерение. Это страшно, поэтому люди начинают доливать фантазий, чтобы не чувствовать себя плохо.
Начинается «мифотворчество», которое вплетает неподходящие к картине мира факты из реальности. Так, например, в благополучных семьях родители с трудом принимают факт, что их ребенок совершил преступления. Сколько бы ни было доказательств, и даже если сам ребенок говорит, да, это я сделал, первая реакция матери – отрицать произошедшее. В ее мире ее ребенок не мог так поступить. А значит, какие-то злые силы его подставили.
Начинается «чтение мыслей», которое объясняет нам, почему люди так с нами обращаются. Многие плохие работники, имеющие всякие дисциплинарные взыскания от начальства, часто читают мысли злодея-босса, который сам с собой обсуждает разные злодеяния и унижения для подчиненного. Это объясняет человеку, почему его не ценят и не дают повышения. И еще это не противоречит его видению себя как положительной личности.
С работой и с нашей судьбой ожидания поступают жестоко. Мы всегда метим на очень определенное место. Это не обязательно директор межгалактической компании, это может быть просто хорошее теплое местечко за столом у батареи и окна, откуда виден кусочек какого-нибудь пейзажа. Там работать, получать по заслугам (хорошее по хорошим заслугам), не испытывать трудностей, а если испытывать, то успешно с ними справляться. И никак иначе. Но вот повод для того, чтобы чувствовать себя несчастным. Нет межгалактических корпораций, и место у окна с батарейкой занято другим.
Наибольший вред ожидания оказывают на брак и на воспитание детей. У нас у всех есть некие установившиеся представления о том, что значит счастливый брак, границы допустимого в браке, обязанности партнера и т.п. Мы имеем план воспитания и ожидаем, что ребенок будет непременно отвечать на воспитание запланированным образом. Например, он должен быть обязательно благодарным до старости за поход в зоопарк. Хотел ли он в зоопарк? Да конечно хотел, потому что мама и папа были детьми и знают, что такое зоопарк.
Родные и близкие, по мнению большого количества людей, думают с ними одинаково, хотят того же самого, имеют одни и те же ценности и опыт. Поэтому существует представление, что родные должны делать и как себя вести. И если кто-то выпадает из этого представления – становится предателем, Брутом, воткнувшим нож в спину. Но был ли Брут на самом деле или мы сами его себе выдумали? Так наша же иллюзия может нанести нам смертельную рану.
Какой вывод? Да, что-то близко к тому, что все – иллюзии и интерпретации. Но верить в степень распространенности иллюзий в жизни или не верить, или же определить какой-то определенный процент иллюзорности… тут каждый себе хозяин. Тут кто-то по своей религии ориентируется, кто-то по отсутствию оной. На мой взгляд, просто надо понимать или хотя бы изредка вспоминать, что мы можем заставлять людей жить в придуманном нами мире, в нашей личной иллюзии, играть роли в сказке нашего авторства. Люди начинают чувствовать себя несчастными, от того, что их невольные актеры не учат роль и не знают слов. И самое главное, ожидания не дают нам жить с реальными людьми. Мы живем с нашими фантазиями, которые далеко не всегда счастливые. Я думаю, что это несправедливо по отношению к самим себе.
Наталья Стилсон