Явь, навь, правь
Нет ничего удивительного в том, что культура любого народа включает в себя ряд космогонических мифов, в той или иной степени отражающих устройство Вселенной. В этом смысле реальность чаще всего делится на своеобразные «пласты», которые определяются целым спектром характерных черт. Пласты взаимодействуют и сущности переходят из одного в другой, образно говоря, меняя свое «агрегатное состояние». Самый простой пример – земной мир, рай и ад (христианский вариант).
Для славян ад, рай, чистилище и прочие понятия данного ряда попросту не существовали.Как и в древнескандинавской эзотерике у славян рай, ад и прочие нагромождения максимально метафоризированных и абсолютно нереалистичных описаний заменяются вполне адекватными топосами. И здесь очень важно понимать, что, в частности, Навь – это не славянский ад, а Правь – это не славянский рай. Здесь речь идет о принципиально иных категориях, потому что наши Предки никогда не делили мир на «черное» и «белое», абсолютно четко понимая, насколько сложна и многообразна Вселенная.
Начнем с базиса. Явь у славян – это трехмерный мир, если так будет проще – физический, платоновский мир вещей. Самая очевидная аналогия – Мидгард у древних скандинавов, хотя известно, что многие восточнославянские племена, в частности – племена, населявшие побережье Балтики, также использовали данное понятия. Но в контексте тематики данного материала важно другое.
Важно то, что понятие «Явь» у славян вполне очевидно происходило от слова «явный», то есть «видимый» или «зримый», хотя в современных славянских эзотерических учениях принят иной подход, обратный: слово «явный» и его производные этимологическипроизошли от понятия «явь». Насколько это справедливо – другой вопрос, важно, что само понятие существует и его значение недвусмысленно.
Явь у славян являлась тем пластом реальности, в котором пребываем мы все, люди, в своих нынешних, физических оболочках.После смерти (смены мерного тела), человек в соответствии с верованиями наших Предков меняет пласт бытия, переходит в иную реалию с большим, либо с меньшим числом измерений (либо речь может идти о мирах, вибрирующих с более высокими или низкими частотами).
Итак, после физической гибели человек в любом случае (и это важно) попадает в Навь. Навь у славян это, как бы мы сейчас казали, загробный мир. Но данное понятие не имеет негативного оттенка, оно нейтрально, и его ближайшая аналогия – Дуат, загробный мир из древнеегипетской мифологии. То есть у славян фактически Вселенная делилась на два пласта – Явь и Навь, мир живых и мир мертвых, сменивших свое физическое тело на иное.
Правь у славян никогда не являлась самостоятельным миром или отдельным пластом реальности, это очень важно, потому что сегодня многие заблуждаются на этот счет. Фактически Навь (то есть, как мы уже знаем, загробный мир, в буквальном смысле) разделена на два «уровня» или измерения – это Темная Навь (или просто Навь) и Светлая Навь (она же Правь).
По легенде изначально вся Навь была Светлой, то есть понятия Навь и Правь имели одно значение. Но затем Чернобог в результате, скажем так, неких манипуляций (это тема другого материала) создал Темную Навь, которая населилась (сама собой) разными низкочастотными сущностями. Это злоба, ненависть и печаль людей, концентрированная и воплощенная.
Кроме того, в Темную Навь попадают люди, не нашедшие упокоение при жизни, либо те, чья жизнь была объективно неправедной. В этом смысле у славян все было достаточно просто: чти Предков и живи по совести. Это два принципа, составляющие жизнь праведную. Все остальное – убийство, кража и далее по списку – это лишь действия, выполняемые человеком в зависимости от обстоятельств и в соответствии с совестью (совесть у наших Предков была не одна, различали совесть личную и Вселенскую, то есть основу, стержень бытия).
Правь у славян считалась местом, в котором живут боги (асы) и праведные люди. При этом важно отметить, что Правь имела семь уровней (семь небес), боги жили лишь на четвертом. Это достаточно любопытное замечание, которое заставляет задуматься человека с живым, пытливым умом. Аналогичные вопросы возникают при прочтении Эдды (что одной, что другой), в частности – при упоминании Утгарда.
Таким образом, у славян Явь, Навь и Правь в совокупности представляли собой четко определенную систему мироздания. Здесь не было места пытаемым грешникам и прочей ереси, потому что в Темной Нави, в мертвом мире, в котором нет ни солнца, ни жизненной энергии, существование человека становится наказанием само по себе. Поэтому такие понятия как «славянский ад» или «славянский рай» выглядят настолько глупо и низко, что употреблять их может лишь исключительно невежественный человек. И тут можно отметить еще один нюанс, отличающий славянское «мироустройства» от, например, христианского.
У христиан ад и рай – это окончательные пункты назначения, то есть попав в любое из этих мест, выбраться из него уже нельзя. У славян Навь (и разумеется Правь, органичная часть Нави) часто пересекаются с Явью, земным миром, и не только в плане мифологических сюжетов. Речь идет о том, что желание и воплощенное намеренье человека определяют его бытие в любом мире.
Правь – не предел, как минимум, нашим Предкам были известных лишь четыре «неба» этого мира, из семи. Навь – отражение Прави, со своей градацией, со своей иерархией, но «в другую сторону», со знаком минус. И при совершении определенных действий сущность, в частности – человек, вполне могла сменить мерность (мир, пласт Вселенной). Все это действительно важно, потому что помогает более развернуто и более глубоко понять культуру наших Предков, осознать ее предтечи и первоосновы, принять ее такой, какая она есть на самом деле, а не такой, как нам ее преподносят.