Как в городе отпраздновать Коляду?
Кажется мне, всё-таки, что надо нам возрождать старые знания, соединяя их с ритмами современной жизни.
Как встроить праздник Коляды в современный календарь, навязанный нам нашим государством? Как услышать пение свирели в городском шуме? Как почувствовать тепло от пробуждения родового знания где – то внутри своей древней души?
Эх, Новый год - праздник, любимый с детства. Утренники в детском саду, девочки – снежинки и мальчики – зайчики, карамельные наборы с редкими шоколадками, домашняя елочка и трепетное ожидание подарка от Самого Деда Мороза….и чудо маминой улыбки. И это привычный праздник родного семейного уюта, домашних вкусностей и милых подарков…
А что за ним? Почему это Новый год начинается первого января? С таким же успехом он мог начинаться и 1 февраля, и 1 июня. Почему? Что за ним стоит?
Стоит за ним 313 лет нашей истории, грозный Петр Первый и привычка соглашаться со своими правителями, скрывая за притворным почтением свою неискоренимую языческую, древнюю, северную настоящесть. Поговорим о великом празднике Коляды.
Присядьте к огоньку, послушайте мои северные сказки.
По сути дела, светлый и чудесный праздник – рождение 22 декабря Нового Молодого Солнца, Праздник Коляды смешался за последние столетия – и с христианскими праздниками, и со светским Новым Годом, учрежденным Петром I в 1700 году.
Но случилось с нами очередное настоящее чудо и в этом году! День «на воробьиный скок» начал прибывать, а зимнее солнце разгораться.
Праздник Коляды.
Встречаем зиму и Солнце – вновь рожденное! Новое, сильное, молодое!
Для славян – язычников, в далекие, почти сказочные, времена все настоящие праздники имели смысл, наполненный сакральной связью с этим миром. Так и Праздник Коляды – праздник Бога Времени, и Бога Перемен – был для славян гимном этой жизни, здесь, наяву.
А может, и не помните, что Коляда - это Бог Времени, несущий людям знание об этом четвертом измерении, подаривший людям календарь (Коляды дар)?
И почему же Коляду именно в это время? 22 декабря - Солнце переходит из одного состояния в другое, и, как считали славяне, создаются условия для появления в нашем мире «навиев», обитателей другого мира. До Водокреста (19 января) их присутствие и влияние все усиливается. Последняя неделя перед Водокрестом даже называлась «страшные вечера».
В этот период людей может захватить потусторонний мир, в котором действуют другие законы, время течет по-другому. Известны ведь истории о том, как люди попадали к злым существам и могли не заметить, как проходили дни, месяцы, годы. У многих народов бытовали такие поверья. В одной из самых старых русских былин, Садко попадает к морскому царю и теряет чувство времени, пока в человеческом мире происходят страшные события. И еще в одной северной сказке молодой еще Садко попадает в плен к колдунье, где начинаются игры со временем (книга «Боги и люди»).
И для того, чтобы люди держались за Явь, им дано было ощущение времени. Люди получили способ оглядываться назад, всматриваться вперед, в будущее, и отслеживать этот поток времени, ощущать и ценить каждое мгновение, проведенное в этой жизни.
Вот и славят Коляду, давшего людям такую важную защиту, светлым праздником, суть которого – радость земного существования, веселье этого мира, по времени и по законам которого мы ведем свое земное существование.
Как же праздновать?
У меня, как у исключительно домашнего, городского человека, накопилось много вопросов.
Некогда праздновать 22 декабря! И 23, и 25 тоже!
Отчеты, последние дела, на работе неискренние новогодние поздравления, в магазинах толчея.
Можно ли «перенести» праздник Коляды, и отпраздновать Молодое Солнце чуть попозже?
А как праздновать?
Девчонкам и парням хорошо – одели маски, или раскрасили лица гуашью, пошли веселой молодой гурьбой на улицу. Да и им может быть скучно – никто ведь на их колядки не отвечает!
А мне как – то хочется дома сидеть, пусть лучше ко мне гости приходят.
Обязательно ли встречать Коляду уличными колядками?
И еще. Если Новый год – это понятно - елка, гирлянда и салат оливье, то как же украшать дом на Коляду и чем встречать гостей?
Сейчас у меня больше вопросов, чем ответов.
Но я для себя и своей семьи в этом декабре попытаюсь наполнить смыслом эти дни, официально наполненные праздником.
Пусть мой праздник Молодого Солнца немного подождет, до 30 декабря.
Просто, начиная с 22 декабря, каждое утро, просыпаясь, я буду смотреть в еще темное окно и радоваться прибывающемусвету.
Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым Солнцем поздравлять!
Неплохое начало дня!
Конечно, в трудах и заботах незаметно подступит суббота, 30 декабря, и можно, наконец, подумать о доме, о праздничном столе и о подарках.
Елку покупать, тем более где – то рубить и украшать не буду.
Ведь к языческому празднику Коляды эта пушистая красавица не имеет никакого отношения. На Севере не было пальмовых листьев, которыми приветствовали в Палестине Христа, поэтому зеленые, даже зимой, елочки, стали невольными жертвами Рождества.
К семнадцатому веку обычай срубать елочки и приносить в дом на Рождество стал в Германии повсеместным обычаем. Но наш великий реформатор Петр i повелел в России праздновать Новый год и украшать свои жилища еловыми и сосновыми деревьями и ветками. Так гибель елочек под Новый Год в России перестала даже символизировать Рождество, что имело под собой хоть и сомнительное, но объяснение.
Украшу дом, чем душа попросит.Думаю, что как раз будут уместны маски, развешанные на стенах.
Если кому - то понадобится, дам поносить.
Позову родных в гости и разучу вместе с ними калядки.
Хоть вот такие, народные.
Коляд, коляд, колядниця,
Добра з медом паляниця,
А без меду не така,
Дайте, тітко, пирога.
Як не дасте пирога,
Візьму бика за рога,
Поведу на торжок,
Куплю собі пиріжок.
Приготовлю калачи!
На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овсень) пекли блины - символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались "жаворонки" - булочки из каральки связанной в узел и уложенной как "Сидящий жаворонок".
А на белые святки - на Коляду пекли именно круглые калачи. Русские ели преимущественно ржаной хлеб, иногда примешивали муку ячную. Пшеничная мука употреблялась на калачи, которые были лакомством в праздник.
Известна пословица: «Калачем не заманишь». Лучшие калачи пеклись в виде колец, другой сорт – круглыми булками.
Хоть вот по такому рецепту!
Готовим опару: Дрожжи растворить в воде, смешать с мукой, закрыть пленкой и поставить в теплое место на 2 часа.
Готовим тесто: В ведро налить воду, положить опару. Сверху крупчатку и соль. Режим Тесто. При замесе может быть понадобится большее количество воды. Добавлять ее надо маленькми (по 5г) порциями. После окончания замеса, тесто переложить в емкость, объемом не менее 3л. Закрыть пленкой и оставить на 12 часов.
Далее тесто выложить на стол, присыпанный мукой и обмять руками.
Раскатать в толстую полоску, которую нарезать на 7 кусков, весом в 100г. Скатать каждый кусок на муке круглыми хлебцами и дать постоять 30 минут.
Далее скатать кругленькими колбасками, чтобы середина была толще концов(катать удобнее между рук), слепить концы (ручки) вместе и сложить на подсыпанную мукой доску. Дать подняться в течение 20 - 30минут.
Прорезать острым ножом середину. Подрезанную часть (губу) отвернуть в сторону ручки, надрез густо посыпать мукой. Затем кулинарной кистью смести муку, после чего вернуть губу в исходное положение.
Именно калачи и были прекрасным подарком на этот праздник, украшением стола.
Вот и подарок нашелся!
А еще – подарю я своим родным книги северных сказок, пусть читают, пусть понимают, что в давние, сказочные времена, жил древний народ в мире и в согласии с природой, со своей совестью и праздновал настоящие, природные праздники.
Поздравляю Вас, люди, с Солнцем – Молодым, с Жизнью – Яркой и Явной, с Новым Временем - Временем Перемен!
Добра и счастья Вам,
Главный редактор издательства "Северная Сказка" Иванова Ирина