Понятие о Совести в работе
Сознание и Совесть являются подобными в своих соответствующих областях, одна, находясь в Интеллектуальном Центре, а другая — в Эмоциональном Центре.
Сознание есть познавание всего в целом.
Совесть есть чувствование всего в целом.
Совесть
Как вы знаете, в опыте религии, как средства передачи учения от Сознательного к спящему человечеству, одним из источников неудачи является то, что человек, народность, нация устанавливает свою собственную догму как абсолютную истину, и поэтому люди подвергают гонениям, презирают и убивают друг друга во имя этой якобы истины, во имя Бога.
Они могут делать это вполне искренне и говорить, что они поступают по Совести. Но это — Ложная или Механическая Совесть, которая формируется в Личности. Это ложная или Приобретенная Совесть не основана на внутреннем понимании. Она относится к Ложной Личности и поэтому к ложному чувству достоинства и, следовательно, приводит к убеждению, что кто-то прав и лучше, чем другие, и что другие, имеющие иные религиозные убеждения, являются низшими, безнравственными, презренными и заслуживающими быть убитыми.
Разница между Истинной Совестью и Механической или Ложной Совестью состоит в том, что Истинная Совесть одинакова у всех людей и говорит, так сказать, на одинаковом языке. Механическая, или Ложная, Совесть различна у разных людей, согласно их национальности, воспитанию, обычаям, формам веры и т.д.
Если бы все люди могли пробудиться, Истинная Совесть заговорила бы во всех них и они уживались бы друг с другом, так как она говорила бы всякому одинаковым образом.
Истинная Совесть существует в каждом, но она закрыта и поэтому вне достижения. Личность переросла её, и, как результат, наше чувство, наши ощущения самих себя переместились к Личности. Следовательно, «чувствовать всё в целом» невозможно, и, поистине, было бы нестерпимым для нас (видеть), какими мы являемся. «Чувствовать всё в целом» означало бы, что мы являемся едиными. Но Личность разделена на небольшие части, так сказать. Основная вещь, которую необходимо понять о Личности -это, что она множественна. По этой причине вы сейчас чувствуете no-одному, а сейчас — по-другому, но отдельно, а не вместе, и даже не вспоминая, что вы думаете сейчас no-одному или поступаете сейчас no-одному, а затем — по-другому. И всему этому меняющемуся калейдоскопу внутри вас вы говорите «я». То есть, вы воображаете, что вы — одно лицо. Пока человек принимает себя за одно лицо, он никогда не сдвинется с того места, где он находится.
Чтобы пробудить Совесть, вы должны начать видеть противоречия в себе. Но если вы пытаетесь увидеть противоречия в себе, принимая себя все время за одно лицо, вы ничего никогда не добьётесь. Действительно, вы будете стоять на своем собственном пути и вместо того, чтобы посторониться, будете создавать невозможную ситуацию. Это было бы точно так, как если бы вы считали, что все, что вы видите перед собой, было частью вашего тела.
Что особенно мешает человеку видеть противоречия в себе - это буфера. Вместо того, чтобы иметь Истинную Совесть, человек имеет Искусственную Совесть и буфера.
Позади каждого стоят годы неправильной и бестолковой жизни, потворства всякого рода слабости, сну невежества, претензии, недостатку усилий, бездействию, закрыванию глаз, старанию избежать неприятных фактов, постоянной лжи самому себе, оскорблениям и порицаниям других, придиркам, самооправданию, опустошенности, ошибочным разговорам и т.д.
В результате человеческая машина загрязняется и работает плохо. Не только это, но искусственные приспособления создавались в ней вследствие ее неправильного метода работы. И, однако, если человек захочет пробудиться, стать другим и вести другую жизнь, эти искусственные приспособления очень сильно вредят его добрым намерениям. Они называются буферами. Подобно приспособлениям на железнодорожных вагонах, их действие уменьшает удар столкновения. Но в случае буферов у человека их действием является воспрепятствовать двум противоречивым сторонам самого себя входить в сознание вместе.
Буфера создаются постепенно и непроизвольно, посредством жизни вокруг нас, в которой мы воспитаны. Их действием является — предохранить человека от ощущения Совести, то есть ощущения «всего в целом».
Например, очень сильные буфера существуют между нашими симпатиями и антипатиями, между нашими приятными чувствами к кому-либо и нашими неприятными чувствами. Чтобы разрушить буфер, необходимо наблюдать себя в течение долгого периода и вспоминать, как кто-либо чувствовал себя и чувствует себя. То есть, необходимо смотреть на обе стороны буфера совместно, видеть противоречивые стороны себя, которые отделены буфером. Если буфер разрушен, он не может образоваться снова.
Буфера делают человека, его жизнь более легкой. Они предохраняют его от ощущения Истинной Совести. Но они предохраняют его также от развития. Внутреннее развитие зависит от толчков. Только толчки могут вывести человека из состояния, в котором он находится. Когда человек кое-что сознает в себе, он испытывает толчок, но присутствие буферов в нем предохраняет его от понимания чего-либо. Ибо буфера сделаны, чтобы уменьшать толчки. Чем больше человек наблюдает себя, тем более вероятно для него, что он начнет видеть в себе буфера.
Причина этого в том, что чем больше вы наблюдаете себя, тем больше вы будете ловить проблески себя как целого. Если вы наблюдаете различные движения вещей жизни, спустя некоторое время вы уловите проблеск себя в течение некоторого периода, всего в целом, то есть, ваше сознание себя увеличивает. Но сперва вы должны попытаться наблюдать всё в себе в настоящий момент: эмоциональное состояние, мысли, ощущения, намерения, позу, движения, звук голоса, выражение лица и т. д. Все они должны быть сфотографированы вместе. Это есть полное наблюдение, из этого начинаются три вещи:
1. Новое воспоминание себя,
2. Полное изменение понимания того, какое мнение имел о себе раньше,
3. Развитие внутреннего вкуса в отношении к качеству того, что всякий наблюдает внутренне.
Например, посредством внутреннего вкуса вы можете без затруднения понять, что вы лжете или находитесь в отрицательном состоянии,, хотя вы оправдываете себя и уверяете, что вы не таковы. Здесь все открывается, обладаете ли вы внутренней искренностью или нет. Если нет, то лучше всего оставить работу.
Внутреннее состояние, можно сказать, является слабым началом Истинной Совести, так как оно есть нечто, что распознает качество внутреннего состояния кого-либо. Самонаблюдение и внутреннее состояние — не одно и то же, но могут совпадать. Чем больше вы понимаете работу, тем больше она располагается правильно в вашем уме и видно её значение, тем больше она приходит в Истинную Совесть.
Четвертый путь — Гурджиев Успенский