Шестое чувство: психологи об интуиции
Убеждаясь во всесилии науки, люди все же верят в существование мистического опыта. И тема, где очень близко сходятся ученые и лукавые гуру, - интуиция, или «шестое чувство». Как тут отличить факты от фантазий? Да, люди обладают даром озарения, но...
Издревле интуиции приписывался некий сакральный смысл. Предполагалось, что ею обладают преимущественно «избранные», имеющие связь с высшими силами, - шаманы, целители, экстрасенсы, ясновидящие, а то и юродивые. Но опыт показывает, что практически любой из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ощущением, что должно произойти некое событие. И оно происходило.
Существует несколько основных взглядов на механизм и происхождение интуиции.
Неосознанное восприятие
Ученые полагают, что интуиция - не более чем способность нашего мозга незаметно для нас считывать вполне явную информацию, соотносить ее с имеющимся опытом и делать соответствующие выводы. Участие сознания для этого процесса не обязательно. Все происходит в «фоновом режиме». Отметили особенности мимики, реакции на событие собеседника - и уже догадываемся, что он скажет или сделает. Никакого волшебства.
Знание тела
Накопленная мозгом информация может не осознаваться, но тело реагирует безошибочно. Именно поэтому зачастую совокупность каких-то мелких событий вызывает у нас неоформленную тревогу, причину которой мы никак не можем понять. И когда происходит трагедия - полагаем, что эта тревога была «предчувствием». На самом деле чувство тревоги нередко является производным из наших физических ощущений, которые являются первичными. Например, учащение сердцебиения, ускорение работы вегетативной нервной системы - чаще всего интерпретируется именно как тревога. Вопрос в том, почему эти механизмы запускаются.
Исследователь из университета Айовы (США) Антонио Дамасио утверждает, что запускать эти процессы в организме могут результаты предыдущего опыта.
На такие выводы ученого натолкнули результаты следующего эксперимента. Испытуемому предлагали четыре колоды карт: две - голубого цвета, две - зеленого. На каждой карте была указана сумма, которую игрок должен был получить или отдать в банк. Перед началом игры никто не догадывался, что в голубых колодах были крупнее и выигрыши, и суммы, которые предстояло потерять, а в зеленых - выигрыши были скромнее, зато выпадали чаще.
Переворачивая карты наугад, игроки примерно через полсотни попыток начинали понимать эту закономерность и начинали выбирать только зеленые карты, не желая терять деньги. Однако датчики температуры и влажности, закрепленные у них на руках, свидетельствовали, что интуитивно они «знали все» уже через десяток попыток. С этого момента их организм испытывал стресс всякий раз, когда они брались за карту голубого цвета.
Но им потребовалось еще сорок «проб и ошибок», чтобы «дойти умом» до нужного решения. К этому времени их организм уже «бил в набат»: их руки начали потеть от напряжения. По-прежнему не в силах обосновать свой выбор, они все-таки делали его. Таким образом, наш организм часто оказывается умнее, чем мы думаем.
Накопленная компетентность
Первая попытка научного объяснения интуиции пришла благодаря трудам Карла Юнга. Именно он выдвинул теорию о коллективном бессознательном как о вместилище громадного потенциала знаний и опыта. По мнению Юнга, интуиция обеспечивает прямую связь между сознанием и коллективным бессознательным, что позволяет осмысленно интерпретировать опыт и в нужный момент безошибочно «предугадывать будущее».
Действительно, человек может знать ответ на вопрос в силу накопленного опыта. Так, мастера игры в шахматы интуитивно распознают стандартные комбинации, которых новички не замечают. Бессознательное воспринимает все происходящее, и только некоторая информация выходит на уровень сознания и еще меньше действительно осознается, поэтому великих шахматистов и иллюзионистов так мало.
Целостность восприятия.
Бывает так, что, как только человек начинает «включать логику» в попытках найти наиболее верный вариант решения задачи, он стремительно отдаляется от результата. Этот эффект можно объяснить тем, что быстро понять суть проблемы, увидеть ситуацию в целом и молниеносно среагировать можно только с помощью интуитивного опыта. А интуитивный опыт - это целостный образ, в котором детали далеко не всегда важны, они отходят на второй план, учитываются, но бессознательно. Логическое же мышление - это цепочка, которая формируется, начиная от деталей, к образу целого.
Это также было подтверждено экспериментально. Я. А. Пономаренко провел эксперимент, в котором испытуемому сначала предлагалось «пройти» по схематичному мини-лабиринту, а потом - по реальному. Результат оказался следующим: если в обычных условиях, проходя лабиринт, испытуемый совершал 70-80 ошибок, то после решения схематичного - не более 8-10.
Самое удивительное, однако, состояло в том, что стоило только попросить испытуемого объяснить причину выбора пути в лабиринте, как число ошибок резко возрастало. То есть в хорошо осознанном логическом режиме человек не имеет доступа к своему интуитивному опыту. Как только он включает анализ, одновременно с этим возникают сомнения в правильности действий.
Эмоциональные реакции
Когда нет времени на обдумывание, интуиция может быть результатом мгновенных эмоциональных реакций. Один-единственный мельчайший
нейрон передает информацию от глаз или ушей к сенсорному распределительному центру мозга (таламусу) и обратно к центру эмоционального контроля (амигдале) еще до того, как мыслительный процесс понимает, что что-то произошло. В этом смысле интуитивный опыт играет защитную роль, поэтому часто стереотипен. Так, например, человеку может не нравиться определенный тип людей. В этом случае интуиция может привести к отказу от общения без видимой причины.
Девственность и «третий ГЛАЗ»
Люди, склонные к мистике, настаивают, что у шестого чувства есть свой «орган». Речь идет об органе размером с горошину - эпифизе, который находится позади гипофиза. Эпифиз получил название «третьего глаза» потому, что приводится этот орган в действие под воздействием световых импульсов, исходящих от глаз. Кроме того, у земноводных этот орган имеет зачатки хрусталика и сетчатки, что также делает его похожим на орган зрения.
Декарт действительно считал некогда эпифиз сосредоточением души в теле человека, однако в настоящее время единственная подтвержденная функция этого органа - выработка мелатонина, регулятора суточных ритмов.
Приверженцы «духовных практик» убеждают последователей в том, что эпифиз является «антенной», которая связывает человека с высшим разумом. Есть трогательные рассказы об истончении костей на месте «проявления третьего глаза» после долгих медитаций.
Уважающий себя гуру обязательно расскажет о «мозговом песке», который якобы является «проводником» электромагнитных волн. Исследователи, правда, над этим заразительно смеются. Про милые кости - абсолютная фантазия, а таинственный «песок» -всего лишь известный процесс кальцификации железы, что часто плохо - большая кальцификация ассоциируется с Альцгеймером.
Разнообразные учителя убеждают и в том, что интуиция лучше всего проявляется у тех, кто практикует воздержание, ибо только девственники -истинные помощники оракула. И эта гипотеза оригинальностью не отличается. Общее мнение специалистов - интуиция объясняется работой мозга и не требует антенны и особых мистических функций шишковидных желез и прочего. Ни сексуальное воздержание, ни попытки стать девственницей не помогут ее развить. Хотя, возможно, людям, которые так думают, следует практиковать воздержание и самоустраняться из генетичекого пула человечества.
Люди без чувства
На самом деле есть и те, кому вовсе неведомо такое явление, как интуиция. Как правило, это люди с высоким уровнем тревоги или те, кто склонен к рационализации во всем. Хотя, по сути, эти два типа очень схожи между собой.
У пациентов с невротическими расстройствами наблюдается снижение интуитивных способностей по всем параметрам (временному, пространственному, личностно-ситуативному), они не доверяют и не «чувствуют себя», пытаются все предусмотреть и учесть, таким образом все, что им мог бы сказать их опыт, блокируются сомнениями.
Если рассматривать отсутствие интуиции с точки зрения «интеллектуальной теории», то оно вполне закономерно. Человек, который находится в постоянном напряжении, не в состоянии распознавать ни свои, ни чужие чувства. Он все видит разрозненно, в деталях, и не может уловить целого.
Эффект предшественника
Зная механизмы формирования интуиции, можно с успехом применять методы ее развития. Один из таких подходов называется «праймингом». Речь идет об одном любопытном эффекте, который эксперты называют «эффектом предшествования». Слово priming происходит от английского to prime - «подготавливать, инструктировать заранее». Однажды столкнувшись с каким-либо явлением, мы запечатлеваем его, часто бессознательно. А встретившись с ним «вновь» - узнаем.
Чем больше мы получаем информации о том или ином явлении, событии, тем больше шансов, что мы интуитивно примем правильное решение в похожей ситуации. Впрочем, тут возможен и подвох. Так, впечатлившись какой-либо криминальной историей, мы можем неправильно оценить всего лишь похожую ситуацию и среагировать агрессивно.
Человек, который находится в постоянном напряжении, не в состоянии распознавать ни свои, ни чужие чувства.
Прайминг сравнивают с автопилотом, который принимает массу решений без нашего участия, оставляя сознанию более важные задачи. Он исключает намерения человека и управляет нашим представлением через неосознанные впечатления. Именно прайминг делает возможным принятие быстрых решений, а так как мы не знаем, откуда «дровишки», часто называем это своим шестым чувством.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что интуиция существует и активно участвует во всех сферах жизни личности. Применять ее вполне реально, если стремиться к саморазвитию, пониманию себя, в чем-то отказаться от стереотипов. И тогда, возможно, слова Канта окажутся справедливыми: «Интуиция никогда не подводит того, кто ко всему готов».