Евпатий Коловрат - Герой Руси

Евпатий Коловрат - Герой Руси

Евпатий Коловрат или Евпатий Неистовый (1200 - 1238 гг.) - легендарный рязанский богатырь, боярин и воевода, один из героических персонажей "Повести о разорении Рязани Батыем", герой рязанского народного сказания xiii века, времён нашествия монгольского Батыя (Бату-хана) на Русь. В некоторых редакциях "Повести" указывается отчество Евпатия - Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

"Повесть о разорении Рязани Батыем" - одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написанное примерно в начале xvi века). Оно представляет собой летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь, который соединяется с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим погибают в битве рязанские князья, хотя и бьются бесстрашно с превосходящими силами врага. В ходе битвы гибнут множество и множество татар. Повесть повествует нам о битве за Рязань так: "И была сеча зла и ужасна... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами... И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское - все равно умерли и единую чашу смерти испили. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мёртвые... И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жён, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мёртвые..."

Находясь в городе Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваривичем узнав о разорении Рязани Бытыем, Евпатий Коловрат с "малою дружиною" спешно двинулся домой в Рязань. Но застал город уже разорённым: "И приехал в землю Рязанскую и увидел её опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты...", "...государей убитых и множество народу погибшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены". И воскричал тогда Евпатий что было мощи в горести души своей... Жажда мщения и праведного возмездия одолевает Евпатия, он хочет любой ценой наверстать татарские полки и вступить с ними в бой, хотя и понимает, что его ждёт участь всех павших при обороне города рязанцев. "И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, соблюдённых (спасённых) Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк их татарскими. Татарам почудилось, что мёртвые рязанцы восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил среди полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому"... Ответ пленённых воинов побуждает нас вспомнить символику многих русских народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нём врагов "чествовали" оружием, "подносили" им "чаши" - то есть смерть.

Батый решается выслать против Коловрата своего шурина - богатыря Хостоврула. Тот самоуверенно хвастался, что пленит и приведёт рязанского воеводу живым. "И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассёк Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал". Существует предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - "Что вы хотите?" И получил ответ - "Умереть!" "И возбоялись тогда татары, видя какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных пороков (камнемётов), и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им".
В 2007 году в Рязани на пересечении улицы Ленина и Почтовой установлен памятник Евпатию Коловрату. Также ранее был установлен памятник в г. Шилово Рязанской области, так как этот город, согласно некоторым источникам, считается городом, где родился Евпатий Коловрат.

http://www.slavlib.ru

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Советуем почитать
МАГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ИЛИ 7 ПРИНЦИПОВ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗУЮТСЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЖРЕЦЫ, ВОЛХВЫ, МАГИ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ НА ПРАКТИКЕ (важно) - часть 11. ПРИНЦИП МЕНТАЛИЗМА:Все есть Мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ.Поняв суть принципа, можно ...
Когда Иисус Христос восходил в Иерусалим, приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою и послал двух учеников Своих, сказав: "пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из л...
Есть замечательное правило: если в прошлое выстрелить из пистолета – будущее выстрелит в тебя из пушки. По версиям некоторых современных «деятелей от науки», пишущих книги или статьи на тему истории Древней Руси наши предки, оказыва...
Родной Букварь – хранитель МудростиБукварь – это сложная эзотерическая философия, система восприятия Мира, Духовная дисциплина и Путь Духовного посвящения наших Предков. Они обладали способностью общаться с Единым Полем Событий Земли и ...