Беседа со стариком. Дорога осознания.

Мудрый старик

После того, как я впервые понял, насколько осознанное состояние превосходит обычное, полусонное бодрствование, все мои усилия были направлены на поиски учителя или хотя бы стоящей книги. Начать я решил со школ восточных единоборств, как наиболее близких к подобным знаниям. Но, посетив больше дюжины секций, я понял, что задача оказалась намного сложней. В каждой из посещенных мною школ, учитель либо создавал из себя идола, которому с остекленелыми глазами поклонялись ученики, либо занимался лишь зарабатыванием денег, не особо вникая в различные восточные тонкости.

На протяжении нескольких месяцев я чуть ли не ежедневно ездил по различным залам, встречался с людьми, читал множество разнообразной литературы. По-видимому, ничего заслуживающего внимания мне так бы и не встретилось, если бы не случайное знакомство с одним китайцем, преподававшем целебную физкультуру, цигун и другие практики, которые я почему-то не брал в расчет.

Это был уже практически старик с веселым, иногда, как мне казалось, хитрым взглядом. Учил он в обычной футболке и спортивных штанах, в отличие от других тренеров, хоть и русских, но наряжающихся в традиционные одежды китайских и японских мастеров. Этот факт сразу же настроил меня положительно. Первый раз когда пришел на тренировку, я все занятие тихо просидел в углу на поставленной, наверное специально для таких случаев, табуретке. За всю тренировку не было произнесено ни слова, шесть человек в течение почти двух часов медленно и плавно выполняли какие-то замысловатые движения, в основном руками, неспешно перемещаясь по крошечному залу.

Значительно позже я узнал, что старик преподавал стиль тай-цзи, но делал это не совсем обычным для этого вида способом, непременно демонстрируя боевые аспекты приемов. После занятий он подошел ко мне и предложил выпить чая в небольшой комнатушке, сверху до низу заваленную книгами.

— Ты сидел целые два часа, почему не стал делать упражнения вместе со всеми? — говоря с еле заметным акцентом, поинтересовался он.

— Я обычно немного стесняюсь сразу же заниматься с незнакомыми людьми, и к тому же, не знаю ни одного приема и вообще не знаком с этим стилем. — я ответил с неожиданной для самого себя, откровенностью. И сразу же ощутил странную атмосферу, которой наполнилась комната, внимание обострилось, как-будто мне что-то угрожало.

— Так ты хотел бы заниматься? — отпив из большой фарфоровой чашки, спросил он.

Прищур его глаз казался мне каким-то насмешливым, словно он не принимает меня всерьез. Сидел он с выпрямленной спиной, не касаясь спинки стула. И за все время нашего, как в итоге выяснилось, долгого разговора, ни разу не почесался, не переменил позы и вообще не сделал ни одного лишнего движения, только медленно потягивал чай. Мне же было не по себе, почему-то я подумал, что меня захотят обмануть, хотя сказано было всего несколько фраз.

— Понимаете, я ищу немного другое. — немного напряженно, дрожащим голосом, произнес я — Мне интересно одно состояние, которое появилось у меня случайно в момент сильной опасности.

Старик едва заметно подался вперед, словно его по-настоящему заинтересовали мои слова и произнес:

— Ты наверное говоришь про обыкновенную внимательность. Люди сейчас любят все приукрашивать и усложнять, поэтому часто делают из простых вещей — сложные. — он сделал небольшую паузу, чтобы отпить чай и продолжил:

— Когда страх смерти подступает к самому сердцу, человеческое внимание работает в усиленном режиме. Обостряется зрение и все остальные чувства. Но придется тренироваться всю жизнь, чтобы овладеть подобными навыками, без всяких травок. — посмеиваясь закончил он.

Я заметил, как он тщательно наблюдает мою реакцию на его слова, будто этот разговор был для него очень важным. Я же в свою очередь старался запомнить каждую произнесенную фразу, потому что тревога мгновенно сменилась необычайным интересом. В его словах, я почему-то чувствовал нечто притягательное. Или быть может даже не в словах, а в способе их произносить, в создаваемой им, атмосфере.

— Не знаю, что вы имеете в виду под «травками», но принимать я точно ничего не стану. — это предложение прозвучало как-то по-детски и я почувствовал себя неловко. Положив ногу на ногу и впервые отпив чай, я сказал:

— Тогда, было возможно самое счастливое время, раньше я ни с чем подобным не сталкивался. Мысли полностью остановились. И по-моему, это что-то гораздо важнее, чем обычное усиленное внимание. — словно оправдываясь закончил я. — Что для тебя важно, решаешь только ты сам.

Стоило тебе один раз действительно проснуться, как ты уже напридумывал себе сказок. Все это — не что иное, как внимание и нарабатывается подобное состояние очень простыми, для некоторых даже чересчур простыми, методами. — при этом старик, словно специально, намеренно размашистым движением, поднес чашку ко рту. — Например пить чай правильно. — с торжественной интонацией произнес он. — Видишь ли, когда ты пьешь чай, ты делаешь все что угодно, кроме того, что пьешь чай. — усмехнувшись отрезал он.

— О чем вы? — с небольшим раздражением произнес я, так как мне показалось, что китаец играет со мной. — Например сейчас я пью чай и разговариваю с вами, что еще я могу делать?

— Ну, во-первых, ты постоянно ерзаешь, постукиваешь пальцами по столу, наклоняешься туда-сюда, думаешь разные мысли и еще много совершаешь бог знает чего.

Его слова сильно меня удивили. Все перечисленное действительно имело место, но я абсолютно не осознавал этих действий, сконцентрировавшись на разговоре.

— Увлеченность — вот главная проблема спящего человека. Увидишь конфетку и мысль закрутилась, описывая тебе ее красоту и невероятный вкус. А в то время конфету уже съели. — он разразился громким, заразительным смехом и я слегка улыбнулся. — Главная идея в том, чтобы совместить увлеченность с отстраненностью. И всегда оставлять немного свободного внимания. Например, если ты пьешь чай, почувствуй как подносишь чашку ко рту, ощути приятный аромат, который он распространяет. В общем делай все так, как-будто от этого зависит твоя жизнь. — он сделал очередную паузу и налил нам по второй чашке.

— Но, чтобы научиться по-настоящему — он выделил слово «по-настоящему» так, словно говорилось о чем-то великом. — владеть своим вниманием, необходимо тренироваться постоянно.

— Я готов приходить каждый день. — радостно, чуть ли не прокричал я.

— Нет, ты меня не понял, не каждый день, а каждую секунду. Ты должен будешь тренироваться каждую секунду. К тому же я тебе вряд ли помогу, несмотря на множество мифов обо всяких азиатских учителях, делать тебе придется все самому. Я могу подсказать тебе только начало пути, пройти же по нему придется тебе и все шишки будут падать только на твою голову. И для того, чтобы рассказать тебе как тренироваться, мне потребуется всего неделя или две.

— Тренироваться каждую секунду? — с недоверием переспросил я. — Знаете, я много лет занимался разными единоборствами и медитирую каждый день, но ни разу не слышал, чтобы тренировались каждую секунду. Может быть вы что-то перепутали? — с надеждой поинтересовался я.

— Я ничего не перепутал. — с усмешкой произнес старик. Медитация, которой ты занимаешься — это ритуал, не более. И по тебе видно, что она тебе только во вред.

После этих слов я почувствовал, будто физический укол, во мне что-то начало закипать. Да откуда он знает, что идет мне на пользу, а что нет?

— Как вы можете знать, что медитация идет мне во вред? — выпалил я, но быстро взяв себя в руки, восстановил спокойствие и в очередной раз удивился своей преувеличенной реакции.

— Не обращай внимание, это я специально сказал, чтобы показать тебе какие предстоят тренировки и с кем ты будешь воевать. — Китаец закрыл глаза и издал звук, видимо выражающий предельную степень удовольствия от выпитого чая.

— Я совсем вас не понимаю, возможно у нас проблемы из-за того, что вы не очень хорошо говорите по-русски. — открыто поинтересовался я.

— У нас проблемы из-за того, что ты еще не научился слушать. Чтобы понимать, нужно обязательно научиться слушать.

— Я вас внимательно слушаю с первой минуты — слегка обиженно произнес я.

— Ты слушаешь, постоянно сравнивая мои слова со своим прошлым. Подходит ли мне, что говорит этот старик или нет? Правда ли это или просто розыгрыш? — на этой фразе он наверное специально, чтобы позлить меня, сделал коварный взгляд. — По-настоящему слушать можно только тогда, когда твой ум молчит. Не бормочет о своей выгоде, не пытается найти подтверждение услышанных слов, не просчитывает каких-то действий. Полное молчание. Вот тогда ты сможешь слушать. Проблема современных людей в том, что каждая прочитанная ими книга добавляет им все больше казалось бы полезных знаний и затем они примеряют мир под эти знания. Если мир в них не вписывается, то они заменяют реальность своими выдумками.

Мне показалось, что после произнесения этих слов, мой ум впервые успокоился и перестал оценивать китайца на предмет своей выгоды.

— Так я не понял вы будете меня учить вниманию или нет? — Эти слова я попытался произнести со всем уважением, на которое был способен.

— Я же тебе пытаюсь объяснить, что научить этому нельзя. Я могу дать только некоторые инструкции и изредка удерживать тебя от многочисленных ловушек, которые содержат эти тренировки.

Услышав про ловушки я насторожился и спросил: — Это обучение может быть опасно?

— Да, опасность, что ты заснешь, но будешь думать, что бодрствуешь.

Совершенно сбив меня с толку, он продолжил: — Люди, которые начинают заниматься всякими медитациями и тому подобной ерундой, очень часто начинают грезить наяву. Представлять, что они добились больших успехов и некоторые могут даже начать учить других. Одна из основных ловушек, что встречается на этому пути — скормить все своему ложному я.

— Ложное я — это наверное какие-нибудь плохие черты характера? — попытался угадать я.

— Ложное я — это все, что ты о себе думаешь, все знания, которые ты получил, твое прошлое, характер, с так называемыми, плохими и хорошими чертами и в первую очередь, твой ум. В общем, проще сказать, что не относится к ложному я, чем наоборот.

— И что же к нему не относится?

— Для тебя, к нему относится всё. Всё, что бы ты не увидел или не воспринял, будет поедаться ложным я. И увеличивать его. Все твои увлечения, интересы, желания — существуют только для того, чтобы взращивать свою ложную личность. А вот, чтобы освободиться от этого паразита и поставить его на место, где ему и следует быть — на привязи, и нужна работа над вниманием.

— Не знаю, я не ощущаю никакого ложного я. У меня конечно есть несколько отрицательных черт, но в целом, я бы сказал что хороший человек.

— Как раз всё, что ты произнес и напело тебе ложное я. Что бы ты ни говорил, что бы ни делал, будет совершаться либо ради защиты, либо для раздувания ложной личности. Она царь и бог в нашем обществе. — он сделал небольшую паузу, позволив передохнуть моему неуспевающему уму.

— Чтобы тебе было проще понять, считай, что ложное я — это твой ум. И любые мысли, которые приходят тебе в голову, работают только для него.

Внезапно, пока я выдумывал очередной глупый вопрос, в двери мелькнула какая-то девушка и китаец, преувеличенно артистично, хлопнул себя по лбу и произнес:

— Извини, я совсем забыл, у меня на сегодня была назначена встреча. Приходи завтра к окончанию тренировки, если конечно тебя не интересует махание руками — с озорным взглядом, произнес он.

Я уже поднялся было со стула, когда вспомнил, что даже не спросил имени у этого загадочного старика.

— А можно узнать ваше имя? — как нечто само собой разумеющееся, спросил я.

— Вот тебе и первое задание, переставай называть все, что видишь. Я перед тобой, и то, что я есть в данный момент — ты наблюдаешь. Имя никак не отражает меня, но как только я его скажу, ты начнешь сразу же заменять меня им и думать как об очередном Пете или Степе. Поэтому, но только на крайний случай, я буду для тебя учитель, а ты ученик. Или, чтобы не запутаться ученик номер семь — разразившись новым приступом смеха, проговорил он.

Попрощавшись, я вышел из здания и направился домой, чувствуя себя, словно получил тяжелым мешком по голове. Мысли не хотели складываться и раз за разом рассыпались, оставляя меня наедине с пустотой.


Придя домой, я, по обыкновению, зашел в свою комнату и принялся обдумывать последние события. Почему-то, меня очень заинтересовали слова о ложной личности. Что она из себя представляет, да и вообще существует ли? Раз за разом прокручивая в голове разговор с китайцем, я все сильнее чувствовал в этой идее что-то близкое. Но внезапно зазвонил телефон и увлекшись диалогом, я забыл об этом и отправился на подготовительные курсы в институт. Мне приходилось преодолевать внушительный путь трижды в неделю для подготовки к вступительным экзаменам и сегодня, я как всегда стоял на остановке, ожидая нужного автобуса. Прождав около десяти минут, я присел на лавку внутри остановки. Рядом сидела бабушка и что-то периодически вытаскивала из целлофанового мешочка, затем отправляя это в свой морщинистый рот. Прошло еще пара минут, когда бабушка внезапно поднялась и стала производить какие-то странные действия. Я толком не видел того, что она делает, потому что был погружен в свои мысли и наблюдал ее только краем глаза. Но движения старушки стали, как мне показалось, чересчур экстравагантными и решил все-таки посмотреть в чем дело. Бабушка, как ни в чем не бывало, пыталась расколоть, положенный на асфальт грецкий орех, и остервенело наступала на него своим старым сапогом. После нескольких попыток ей это удалось и из треснувшей скорлупы на землю рассыпалось несколько кусочков. Ни секунды не раздумывая, она подняла содержимое ореха и спокойно отправила себе в рот. Правда, надо отдать ей должное, скорлупу она тоже забрала, видимо не желая мусорить.

Наблюдая за ней, я непрерывно ощущал сильный стыд и дискомфорт, будто сам совершал эти действия. Раньше я бы не обратил внимания на эти ощущения, но тогда в уме всплыл разговор со стариком, точнее его слова про ложную личность. Я точно знал, что никогда не смог бы провернуть подобное на улице. И самым страшным во всем этом, для меня был не грязный орех и не страх чем-нибудь заболеть. Я боялся другого — осуждения других людей и их оценки. Ни это ли та защита про которую говорил мне китаец? Постоянная боязнь упасть в грязь лицом. Но почему обычная старушка может того, что мне не под силу. Видимо потому, что ей уже не важно мнение окружающих, она свободна от него. Я чувствовал, что в моем уме созревало нечто существенное и продолжил рассуждения. Получается, что я, большую часть своей жизни ограничиваю себя. И не только в каких-то излишних или странных действиях, но даже в необходимых. В моем уме сразу же всплыли множество примеров: боязнь отпроситься в туалет посреди урока в школе, страх заговорить с понравившейся девушкой, опасность выглядеть глупо при разговоре с незнакомыми и тем более со знакомыми людьми. Примеров появлялось все больше и больше, ни дня я не проводил без какого-либо страха, без чего-то, что ограничивало меня многочисленными привычками и принципами. Наверное то, что постоянно боится и есть ложная личность. Она требует постоянной защищенности, поддержания сложившегося давно, образа.

В тот день я почувствовал буквально физическое присутствие чего-то отдельного в себе. Какой-то сущности, которая только и заботится о себе, при этом пугаясь даже собственной тени. Возможно, я бы еще долго рассуждал на эту тему, но меня вывел из мыслей возникший за окном институт. Немного удивившись, ведь я сел в автобус и проехал огромный путь практически ничего не осознавая, я вышел на остановке и направился на очередной скучный урок.

После лекции я с нетерпением поехал прямиком к старику, готовясь задать ему, множество возникших за эти часы, вопросов. Но когда я зашел в зал, было еще очень рано, тренировка только началась. Китаец приметив меня, подмигнул, не прерывая занятия. Как и в прошлый раз я уселся на табуретку и просидел до окончания тренировки. Когда все разошлись, он подошел ко мне и протянул лист белой бумаги, сложенный вчетверо.

— Что это? — с искренним удивлением, спросил я.

— Это твое задание на ближайшие месяцы. — произнося это, он как-будто насторожился, опасаясь за мою реакцию.

— Я думал вы будете учить меня сами? — произнес я, уже начиная чувствовать зарождение разочарования и обиды.

— Ты думаешь у меня есть время учить кого ни попадя серьезным вещам? — с ухмылкой произнес он.

— Но почему вы заставили меня сидеть практически всё занятие и не сказали об этом сразу? — с еще более обиженным голосом произнес я.

— Потому что тебе не помешает научиться терпению, прежде чем ты сможешь хоть что-нибудь понять.

— А что на том листке? — спросил я, пытаясь смириться со сложившейся ситуацией.

— Я же тебе сказал — твое задание. Я написал тебе несколько упражнений, которые ты должен будешь делать постоянно, с момента когда откроешь глаза и до засыпания. — произнес он, немного тверже обычного.

— Про это я уже понял. — пытался оправдаться я.

— Если бы ты мог что-то понять, мы бы сейчас с тобой не разговаривали. — съехидничал он. — Тебе нужно будет делать эти упражнения до момента, пока они не станут твоим образом жизни. Только тогда, когда ты перестанешь воспринимать их как упражнения и сделаешь неотъемлемой частью себя — приходи ко мне. Старик принялся заваривать чай и на время вышел из комнаты, в которой мы беседовали, чтобы сходить за своей огромной чашкой.

Воспользовавшись его отсутствием, я стал рассматривать книги, которыми была забита комната. Все книги были с русскими названиями. Пушкин, Достоевский, Толстой, Гессе, Диккенс. Я не заметил ни одной эзотерической книги, или литературы по восточным единоборствам. Современных авторов тоже было немного. В голове у меня стал складываться определенный образ интеллигентного старика, читающего только классику. Но мои мысли были прерваны, китаец вернулся.

— А вы читаете только классику? — подождав, пока старик нальет себе чай, спросил я.

— Во-первых, эти книги не мои, — чуть строго бросил он. — А во-вторых, ты уверен, что хочешь потратить свое время на разговоры о книгах? Сегодня у меня нет возможности сидеть с тобой так долго, как вчера.

— Понятно. — Пока я вспоминал, какие вопросы хотел задать, мое состояние стремительно двигалось в сторону грусти. — Я хотел спросить про ложную личность, мне кажется я понял, что это такое.

— Сейчас я смотрю на тебя и могу с уверенностью сказать, что если ты вдруг и понял хоть немного, то это понимание ничуть тебя не изменило. А следовательно, это и не понимание вовсе. — Он отхлебнул чай и издал вздох от наслаждения напитком. — А вообще, нам бы лучше поговорить о твоих упражнениях. — сказал старик и взглянул на меня. Я удрученно кивнул головой и он продолжил. — Запомни одно требования, которое я перед тобой поставлю. Не читай, что написано на листе пока не придешь домой. И даже не пробуй схитрить, могу тебя заверить, что узнаю, если ты нарушишь уговор. Согласен? — китаец прищурился и посмотрел на меня, видимо ожидая моего согласия.

— Конечно согласен, запросто — быстро ответил я.

— Ну тогда на сегодня все, и повторю: приходи только тогда, когда упражнения перестанут быть упражнениями и станут частью тебя.

Я поднялся, поблагодарил старика, хотя и испытывал больше негативные, чем положительные чувства. И в очень странном состоянии поехал домой. Моя обида на старика и крушение всех ожиданий настолько выбило меня из колеи, что всю дорогу я провел в прострации, летая в каких-то сбивчивых размышлениях. Но когда я подходил к дому, моя грусть сменилась интересом, мне не терпелось посмотреть упражнения, но так как до дома оставалось каких-то двадцать метров, я решил не искушать судьбу и сдержать обещание.

Переодевшись, я приготовился к знакомству со своими предстоящими упражнениями. Упражнениями, которые, по словам старика, надо было делать постоянно, с утра до вечера. Развернув бумажку, я увидел, написанные бледными, еле читаемыми чернилами, видимо, чтобы было невозможно прочитать, не разложив листа, слова. Точнее, всего три слова: "Убирай все мысли".

 Евгений Трубицин

Источник: глава из книги "Ловля бабочек. Дорога осознания"

3233
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Советуем почитать

Осознанность – наша изначальная суть. Как научиться жить осознанно: пребывать в настоящем моменте, принимать ответственность за все происходящее в жизни, бережно относиться к живому миру, наблюдать за собой со стороны и смотреть на все из сердца.С чего начать? Начни с осознания тела и его движений. Учись осознавать то, как ты ходишь, стоишь, сидишь...
0
Принимая во внимание всё, что сейчас происходит, понимающие и осознающие те события, которые происходят сейчас на Земле, должны четко осознавать, что никакой паники не должно быть, ведь наступило то, что должно было произойти. Многие готовившиеся к этим процессам и многие кто только слышал о том, что что-то подобное будет происходить, оказались сов...
0
Осознанность – это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни. Когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент. Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором, где-то на уровне подсозна...
0
Не ждали мы этого кризиса. Жить начали хорошо. Многое себе позволять. Каждый из нас выйдет из него другим. Кто-то опустошённым, кто-то обновлённым. А кто-то даже не заметит, что и кризис-то был! Для всех нас теперь главная задача – не дать кризису финансовому повлечь за собой кризис духовный. Не впадаем в панику, не уводим себя в депрессию. Жи...
0