Будда о благих и дьявольских делах
Счастливая или неудачная жизнь зависит от индивидуальных достоинств и недостатков...
Выполнение добрых действий порождает заслугу - качество, которое очищает ум. Если ум не контролируется, он может управлять злыми склонностями, заставляя человека совершать плохие поступки и попадать в неприятности. Заслуга очищает ум от злой склонности к жадности, ненависти и заблуждения. Жадный ум побуждает человека желать. Ненавистный ум тянет его к неприязни и гневу. И обманутый ум заставляет его запутаться в алчности и ненависти, думая, что эти злые корни правы и достойны. Призывные деяния вызывают больше страданий и уменьшают возможности для человека знать и учиться.
Заслуга важна, чтобы помочь нам в нашем путешествии по жизни. Это связано с тем, что хорошо и полезно для себя и других, и может улучшить качество ума. В то время как материальные богатства, которые собирает человек, могут быть потеряны кражей, наводнением, пожаром, конфискацией и т. д., польза заслуг следует за ним из жизни в жизнь и не может быть потеряна, хотя она может быть исчерпана, если не предпринимаются попытки выполнить больше достоинства. Человек будет испытывать счастье здесь и сейчас, как и в дальнейшем, благодаря заслугам.
Заслуга открывает двери возможностей везде. Заслуженный человек добьется успеха в любом предприятии, в которое он вкладывает свои усилия. Если он хочет заниматься бизнесом, он встретится с правильными коллегами и друзьями. Если он хочет быть ученым, он будет награжден стипендиями и поддержан академическими наставниками. Если он хочет прогрессировать в медитации, он встретится с умелым учителем медитации, который направит его через его духовное развитие. Его мечты будут реализованы через милость его заслуг. Это заслуга, которая позволяет человеку возродиться на небесах и обеспечивает ему правильные условия и поддержку для достижения Нирваны.
Есть несколько богатых областей заслуг, которые дают обильные результаты исполнителю доброго дела. Точно так же, как какая-то почва может дать лучший урожай (скажем, черноплодная плодородная почва по сравнению с каменистой почвой), доброе дело, совершенное некоторыми людьми, может дать больше преимуществ, чем множеством людей.
Будда преподал нам десять достойных дел, чтобы мы могли совершать счастливую и мирную жизнь, а также развивать знания и понимание. Десять достойных дел:
- Благотворительная деятельность
- Мораль
- Ментальная культура
- Почтение и уважение
- Помощь другим
- Разделение достоинства с другими
- Искренняя радость достоинствам других
- Проповедование и преподавание Дхаммы
- Прослушивание Дхаммы
- Исправление своих взглядов
Выполнение этих десяти похвальных дел принесет не только пользу себе, но и другим, помимо того, что дает преимущества получателям. Моральное поведение приносит пользу всем существам, с которыми человек вступает в контакт. Ментальная культура приносит мир другим и вдохновляет их на практику Дхаммы. Благоговение порождает гармонию в обществе, в то время как служение улучшает жизнь других людей. Разделение достоинств с другими показывает, что человек заботится о благосостоянии других, а радость в достоинствах других побуждает других выполнять больше достоинств. Обучение и слушание Дхаммы являются важными факторами для счастья как для учителя, так и для слушателя, одновременно поощряя обоих жить в соответствии с Дхаммой. Исправление своих взглядов позволяет человеку показать другим красоту Дхаммы. В Дхаммападе Будда учил:
Если человек исполняет добро,
Он должен делать это снова и снова;
Ему должно быть приятно это;
Для блаженства есть накопление добра.
Не думайте легкомысленно о добре:
Оно не приблизится ко мне»?
Даже при падении капель заполняется водяной сосуд.
Подобным же образом мудрый человек, собирающий понемногу,
Наполняет себя добром.
Десять злых дел
Есть десять неблаговидных поступков, от которых буддисты советуют держаться подальше. Эти дела коренятся в жадности, ненависти и заблуждении, и принесут страдания другим, но особенно себе в этой жизни и в более поздних жизнях. Когда человек понимает Закон Каммы и понимает, что плохие дела приносят плохие результаты, он будет практиковать правильное понимание и избегать выполнения этих действий.
Есть три телесные действия, которые являются каммически нездоровыми. Это: 1) убийство живых существ, 2) воровство и 3) незаконное половое сношение. Эти телесные поступки соответствуют первым трем из пяти заповедей, которым должны следовать люди.
Четыре словесных действия являются каммически нездоровыми, и они заключаются в следующем: 1) Ложь, 2) клевета, 3) резкая речь и 4) несерьезные и бессмысленные разговоры. За исключением лжи, другие нездоровые дела, совершаемые речью, можно рассматривать как продолжение четвертой заповеди.
Три других неблаговидных поступка совершаются разумом, и они заключаются в следующем: 1) Жадность, или жажда к вещам, принадлежащим другим, 2) недоброжелательность и 3) неправильный взгляд. Эти три дела соответствуют трем злым истокам жадности, ненависти и заблуждения. Несоблюдение пятой заповеди воздержания от интоксикантов может не только привести к выполнению этих трех запредельных умственных действий после того, как ум будет опьянен, но и к другим заниженным поступкам, совершаемым телом и речью.
Человек должен всегда совершать добрые поступки и сдерживаться от злых действий. Если, однако, человек совершил дурное действие, ему необходимо осознать, где он поступил неправильно, и приложить усилия, чтобы не повторить ошибку. Это истинный смысл покаяния, и таким образом только человек будет продвигаться по благородному пути к спасению.
Молиться о прощении бессмысленно, если после молитвы человек повторяет завесу снова и снова. Кто может «смыть грехи человека», кроме самого себя? Это должно начаться с реализации, прекрасного очищающего средства. Во-первых, он понимает характер своего дела и степень причиненного им ущерба. Затем он понимает, что это деяние вредно, учится на нем и делает попытку не повторять его. Затем он делает много добрых дел как пострадавшей стороне, так и другим людям, насколько это возможно. Таким образом, он преодолевает действие плохих поступков ливнем добрых дел.