Оптимизм. Стакан на половину пуст или на половину полон
Не так давно в Вашингтоне проходил симпозиум американских психологов под девизом «Незамеченные достоинства негативизма». Смысл его был в том, чтобы, как выразился один из участников симпозиума, выступить против «тирании позитивного мышления и засилья оптимизма». Современные психологи приходят к выводу, что помешательство на позитивности и оптимизме зашло слишком далеко. Конечно, у оптимизма есть свои плюсы, но и минусов немало. Односторонний взгляд на мир и на себя не дает человеку реальной картины происходящего. Такой человек волей-неволей живет лишь сегодняшним днем, не задумываясь о последствиях своих и чужих поступков. Беспечность и эгоизм – главные характеристики бездумного оптимизма, по мнению участников вашингтонского симпозиума. Непредвиденный крах надежд, жестокое разочарование – все это плоды оптимизма. Каждому человеку в жизни нужна доля пессимизма, чтобы не слишком обольщаться и трезво смотреть на вещи.
Но не стоит и забывать, что стакан может быть не только наполовину полон, но и наполовину пуст. Специалист по социальной психологии из штата Массачусетс Джулия Норем занималась исследованием так называемого защитного пессимизма – такой стратегии поведения, когда человек стремится мысленно проиграть предстоящую ситуацию, но обязательно с учетом мелких препятствий при достижении цели.
Защитный пессимизм, по результатам исследований, ничуть не хуже стратегического оптимизма, заставляющего человека тщательно избегать мыслей о плохом. В некотором отношении пессимистический настрой даже лучше. Размышления о помехах позволяют полнее охватить предмет, увидеть все его стороны и таким образом заставляют думать и находить верное решение. Хуже, когда пессимисты пытаются представлять себя непобедимыми чемпионами, и совсем плохо, когда, подобно стратегическим оптимистам, они стараются вообще ни о чем не думать. Оптимисты же, как показало исследование, наоборот, добиваются лучших результатов после бездумного «отдыха на пляже» и наихудших – после того, представляют себя в роли пессимистов и начинают задумываться о возможных препятствиях и трудностях при выполнении задачи.
Главный вывод исследования: оптимизм и пессимизм становятся у каждого второй натурой, коренящейся как в воспитании, так, видимо, и во врожденной предрасположенности. И важно то, что при решении определенных задач, похожих по структуре на задания в эксперименте, защитный пессимизм, если он естественен для человека, оказался ничем не хуже стратегического оптимизма.
СМЫСЛ СТРАДАНИЯ
Распространенное мнение, что пессимистический взгляд на вещи неблагоприятно сказывается на здоровье и что улыбаться полезнее, чем хмуриться, на поверку оказалось не совсем верно. Психологи установили, что даже люди нервные, обремененные различными заботами и несчастьями, склонные вечно жаловаться на судьбу и боли во всех частях тела, посещают врачей не чаще, чем их жизнерадостные сверстники, и уходят из жизни не раньше оптимистов. Иными словами, даже глубокий пессимизм – не поведенческий, не защитный, не конструктивный, а именно глубокий и всеохватывающий пессимизм – нисколько не вредит здоровью.
Пессимистом был немецкий философ Шопенгауэр, который не без оснований полагал, что страдание служит источником великих дел, ибо удесятеряет силы и заставляет быть изобретательными. Всем известна фраза Наполеона, которую он произнес, когда его спросили, в чем главный секрет его стратегии: «Надо не раздумывая ввязаться в бой, а там видно будет». Этот принцип исповедуют большинство стратегических оптимистов. Наверное, не следует бездумно гнать от себя любые опасения и тревоги, ведь нередко они служат не столько препятствиями и ограничениями, сколько предостережениями. Да и постоянная жизнерадостность – это недостижимая утопия. Каждому нужно научиться ценить любое свое душевное состояние (тем более что преобладание того или иного зависит только от индивидуальной психофизической конституции) и извлекать из него максимум пользы. Это подтверждается и книжными рейтингами. На верхние строчки в США и Великобритании вдруг вырвалась книга английского психолога Адама Филипса «Стань вменяемым», преисполненная глубочайшего скепсиса в адрес новомодной психологии счастья. В ней автор, вопреки сложившейся тенденции, повествует вовсе не о человеке счастливом, а о человеке разумном, трезвом, здравомыслящем и уравновешенном, что вовсе не обязательно предусматривает личное счастье, а порой даже, наоборот, его исключает.
По мнению Филипса, бесчисленные руководства по обретению счастья не столько указывают решения проблемы, сколько сами составляют серьезную проблему. Счастье не может быть целью, достигаемой с помощью некоторых приемов. Оно лишь иногда посещает человека как результат его полноценной, здоровой и осмысленной жизни в так или иначе складывающейся реальности. А реальность эта порой такова, что было бы более чем странно ей радоваться. И здравомыслящий человек вполне это осознает, испытывая самые разные чувства в связи с событиями и явлениями окружающего его мира. Негативная реакция на негативные события – это нормально и естественно, и она говорит об отличии вменяемого человека от блаженного идиота, не отдающего себе отчета в происходящем вокруг. Авторы «позитивных» руководств отучают людей от адекватного мироощущения, предлагая взамен устланный карамелью путь в эмоциональный тупик. Если, поверив им, считать свою грусть, тревогу или страх ненормальными состояниями и всячески стремиться поменять их на оптимистичный восторг, ничем хорошим это не кончится! Представление о том, что мир прекрасен, умилительно, но совершенно нереалистично – в нем причудливо перемешано все, хорошее и плохое.
По-настоящему душевно здоров лишь тот человек, который это правильно понимает и адекватно чувствует, умеет радоваться и горевать, тревожиться и блаженствовать. Давайте будем разумными.
Ведьмочка. www.znaxar.com